У легендарной Янтарной комнаты появится серьезный конкурент. В Царском Селе продолжаются реставрационные работы Лионского зала Екатерининского дворца.

Созданный по проекту Чарльза Камерона, Лионский зал обладал одним из самых роскошных интерьеров – паркет из 12 пород дерева с инкрустацией перламутром и черепаховой костью, обитые золотым лионским шелком стены и лазуритовый декор, очень редкий – помимо этого, в нашем городе есть всего один, в Исаакиевском соборе. К сожалению, во время Великой Отечественной войны зал был уничтожен почти полностью. О том, как его воссоздают сегодня, расскажет Варвара Федорова.

Золотистый шелк лионской мануфактуры – живописная рама, гирлянды, вазы и цветы, легкие арабески. Сияние ткани оттеняет каменное убранство: карниз, панели, обрамляющие зал по периметру, наличники окон и высокие порталы облицованы ляпис-лазурью в технике русской мозаики. Таким роскошный Лионский зал Екатерининского дворца помнят лишь стены.

Гостиная не уцелела в годы войны, а сохранилась лишь на акварели Луиджи Премацци – сейчас по ней  восстанавливают этот интерьерный шедевр те же мастера, что возродили Янтарную комнату. Два из трех лазуритовых порталов уже заняли исторические места.

Александр Соловьев,
художник-реставратор по твердому камню:

«Русская мозаика, я считаю, что она проще, с одной стороны, чем флорентийская мозаика, единственное, что в русской мозаике, с чем сложности – это объем. Если взять флорентийскую мозаику, она занимает четверть метра. Если  взять панели, которые будут в лазуритовом зале, они составляют 15 квадратных метров. Плюс еще три портала. Это прилично».

Сочетать золотую ткань с синевой лазоревого камня задумал шотландский архитектор Чарльз Камерон. Он спроектировал зал, примыкающий к личным покоям Екатерины II, в духе раннего русского классицизма.

Ольга Таратынова,
директор ГМЗ «Царское село»:

«Значительная часть отделки интерьера сделана из этого полудрагоценного камня: блестящего, сверкающего и украшенного позолоченными изделиями. То есть, это такое классическое идеальное сочетание, которое производит совершенно невероятный эффект визуальный. Так что, я надеюсь, что это действительно будет соперник Янтарной комнате».

Наталья Кудрявцева,
заместитель директора по реставрации ГМЗ «Царское село»:

«Это была гостиная, приемная, парадный зал для приемов и для встреч с гостями, может быть, для работы. Но на протяжении своей исторической жизни этот зал менял свое назначение и его классически известный по акварели Премацци образ сформировался уже с участием архитектора Месмахера в середине XIX века – эту гостиную отделали как личную гостиную Марии Александровны, жены Александра II, к их бракосочетанию».

Тогда зал украсил лазурный мебельный гарнитур и люстра на 84 свечи. Впоследствии ежегодно коллекция пополнялась. Бра, парные жардиньерки, вазы-кашпо и канделябры. Такие безделушки  Александр II дарил Марии Александровне в честь праздников – тому способствовала мода на яркие камни, и увлечение ими императрицы. 

Двадцать пять уцелевших предметов коллекции давно ждут своего возвращения в Лионский зал. Закуплен новый золотой шелк, и третий портал скоро закрепят на единственном сохранившимся фризовом камне.  Возможно, уже через год восстановленная гостиная предстанет во всем великолепии, характерном для парадных апартаментов императорских резиденций.