Британец Уэйн МакГрегор похож на одного из героев фильма Дэнни Бойла «На игле»: чрезвычайно худой, налысо бритый, появляющийся на публике в толстовках, кроссовках, куртках с характерными тремя полосками. Однако именно он – лицо современной европейской хореографии. По словам МакГрегора, он не стремится специально быть модным и современным – просто не может быть другим. Живет в XXI веке и хочет создавать постановки про сегодняшний день и про сегодняшнего человека.

А танцовщики по всему миру хотят хоть раз поработать с МакГрегором. Фестиваль Дианы Вишневой Context дает такую возможность молодым российским хореографам. На Новой Голландии в эти выходные выбирали того, кто же поедет на стажировку в студию Уэйна МакГрегора в Лондоне.

Уэйн МакГрегор – знаковая фигура. Он первым из хореографов современного танца стал резидентом Королевского балета Великобритании. При этом ставил оперные спектакли для Ла Скала и Ковент- Гарден и даже танцевальные  номера для фильмов о Гарри Поттере. А ведь его труппа была лишь одной из многих, которые появились в Великобритании в 90-х на волне популярности современной хореографии.

Специалисты отмечали умение балета МакГрегора фиксировать движения на пределе остроты и скорости. Зрителям смотреть хореографию англичанина всегда трудно, но неизменно притягательно. А он, как стопроцентный интроверт, кажется, и вовсе не интересуется реакцией публики. Между десятками премьер МакГрегору интереснее  встречаться с учеными, чтобы разрабатывать свой творческий метод и свою образовательную программу Mind and Movement (разум и движение), которая теперь добралась и до нашей страны.

Специальное экспертное жюри от международного фестиваля Context отобрало семь хореографов, которые придумали постановки, основанные на методике МакГрерора. Причем среди них есть и уже достаточно опытные мастера. Такие, как Константин Кейхель, который совсем недавно представил свою интерпретацию «Времен года» на сцене Большого театра. Его танцевальный эксперимент «Точка» – продолжение поиска хореографического языка, где соединяются  классический танец и contemporary.

Одна из самых эмоциональных постановок вечера – от выпускницы Пермского институты культуры Марии Кремневой. В ее основе – поэма Дженни Луис «Когда я стала амазонкой». Главная героиня после поставленного диагноза, рак груди, и операции сравнивает себя с одной из амазонок, которым по преданию прижигали правую грудь еще в детстве, чтобы было удобней стрелять из лука в бою. Эта метафора помогла ей победить болезнь.

Ум с сердцем в классической хореографии МакГрегора всегда компаньоны. Их коллаборация приносит неизменно желаемый результат, что несколько противоречит нашей национальной традиции принимать решения сердцем. Тем интереснее смотреть, как весьма неожиданно на русской почве творчески и стилистически преобразуется хореография знаменитого англичанина.