Юрий Зинчук, ведущий: «Продолжим тему сохранения культурного наследия. Как уничтожают нашу культуру. И уничтожают её не только пожары и халатность. Вот, например, на днях пришла информация о том, что знаменитую картину советского художника Александра Дейнки "Оборона Севастополя", которая с 1949 года хранится в Русском музее, хотят передать в севастопольский многофункциональный культурный центр. Центр будет построен в ближайшее время. И вроде бы правильная мысль. Картина посвящена подвигу города-героя Севастополь. Значит, и храниться она должна только там. Чего тут спорить? Но давайте чуть пристальнее рассмотрим эту ситуацию. Чем она может обернуться для Петербурга и вообще для всей российской культуры?»

Русский музей. Корпус Бенуа. 81 зал. Картина «Оборона Севастополя» здесь находится в самых комфортных для её сохранности условиях. Влажность, освещение, температура. Это полотно – хрестоматийная и традиционная часть всех экскурсий, рассказывающих о советском искусстве. Как невозможно представить футуризм без квадрата Малевича, так же нельзя понять советский реализм без творчества Александра Дейнеки. И «Оборона Севастополя» – одно из самых пронзительных и масштабных его произведений.

В самом русском музее очень неохотно и осторожно комментируют новость о возможном переезде картины на постоянное экспонирование в Севастополь. Вот официальный ответ. «Сообщаем, что планов по перемещению картины Александра Дейнеки "Оборона Севастополя" из Русского музея на данный момент не существует». В этом очень лаконичном ответе ключевая фраза – «на данный момент». То есть сегодня планов таких нет. А когда «данный момент» пройдёт – такие планы могут появиться.

Вот видео из Севастополя, которое было снято 5 августа. Вице-премьер Ольга Голодец представляет Президенту проект многофункционального музейного комплекса. И сообщает о том, что «жители очень просят, чтобы ведущая картина, ставшая символом обороны Севастополя, экспонировалось именно здесь. Потому что это действительно ярчайший символ борьбы». Конец цитаты. При этом вице-премьер ссылается на какую-то инициативную группу граждан, выдвинувших эту идею. И Севастополь уже ждёт картину.

«Будет приказ сверху – будем отдавать», – при выключенной камере говорят сотрудники Русского музея. Естественно, вслух публично, никто таких заявлений делать не хочет. Но если у Петербурга заберут эту картину, это будет прецедент. Это будет начало того, про что Михаил Пиотровский говорил «историческое разграбление музеев». И Петербург часто сталкивается с этим. Когда предлагали переместить всю экспозицию импрессионистов, включая знаменитый «Танец» Матисса, в Москву, в Пушкинский музей. И только авторитет Пиотровского тогда помог отстоять импрессионистов. Или когда представители РПЦ планировали забрать для нужд церкви из Русского музея уникальную икону 12 века Ангел Златые Власы. И вот теперь – «Оборона Севастополя». И всегда мотивы желающих забрать что-нибудь из наших музеев были нравственно чисты и понятны. Но их слишком много. И страшно даже не то, что отдадим картину – и на один шедевр наш город станет меньше. Гораздо важнее то, что это будет сигнал для всех других – Можно. Можно Петербург растаскивать. Вот почему ситуация с картиной «Оборона Севастополя»  – это и наша оборона. Оборона Петербурга.