Скандальное происшествие, которое произошло на этой неделе, заставило общество вновь заговорить о слабости законов и беззащитности бесценных архитектурных творений и памятников.

Все новостные ленты облетели фотографии «пикника» на Медном всаднике. В самом центре Петербурга на Сенатской площади четверо молодых людей свободно взобрались на памятник Петру и захватили с собой мангал с углем. 

Фотографии сделали многочисленные очевидцы, которые, кстати, и вызвали полицию. Геройство хорошо читается на лицах вандалов. Из четырех задержали двух участников этой «вечеринки» — мужчин 20 и 32 лет. Им предъявили обвинение в мелком хулиганстве, так трактует это правонарушение закон.

Наказание соответствующее — по 500 рублей штрафа в казну. Согласитесь, для любителей острых ощущений небольшая плата за незабываемое приключение и теперь уже всероссийскую славу. Шедевр Фальконе не пострадал. 

Кстати, только вызов машины с высотной лестницей обошелся музею городской скульптуры в 20 тысяч. Но не только рублями надо исчислять потери, которые неизбежны после каждого подобного происшествия. Их, к сожалению, становится все больше и больше. 

Вот кадры еще одного сумасшествия. Тоже август этого года. Подвыпивший гражданин закидывает венками Вечный огонь. Правда, ему предъявлено обвинение по уголовной статье, потому что делал он это на месте мемориального захоронения — Марсовом поле.

А сколько в Петербурге было нападений на скульптурные группы на Аничковом мосту, не пересчитать. Гениальные творения, охраняемые десятками законов и всевозможными статусами, на деле беззащитны и уязвимы. Как картина Репина в Третьяковке, обезображенная вандалом. 

Бессмысленные чудовищные надругательства, неужели это примета времени, где историческая память и уважение к ней заменяются лайками и репостами? И неважно, чем движимы эти антигерои — тщеславием, алкоголем или сатаной. Успенской церкви в Карелии больше нет. Она сгорела, потому что 15-летний подросток смог беспрепятственно подойти к ней, облить бензином и поднести спичку. Его никто не остановил. Это значит, что гореть огнем должны все циркуляры и регламенты, которые только на бумаге оберегают наше культурное достояние.

Следствием этих преступлений должно быть не только наказание злоумышленников, но и перезагрузка самой системы охраны национального наследия. Она должна максимально защищать и от дураков и от фанатиков.

Культура и искусство — не прислуга, и не просто фон для удачных селфи. Об этом не раз говорил Михаил Пиотровский. После происшествия с Медным всадником, директор Эрмитажа и президент Союза Музеев России опубликовал обращение, в котором с сожалением признал: «восполнить зияющие пробелы в воспитании удается далеко не всегда». И ситуация такова, что мягкость государства в отношение актов вандализма недопустима. Наказание должно быть резко ужесточено, считает Михаил Пиотровский, а государственная охрана памятников усилена. 

Аудитория считает, что законы надо переписывать в сторону ужесточения. За этот вариант проголосовали 92% наших зрителей. Гораздо меньше тех 8% , кто не верит в эффективность таких мер.

Возможно, выход они видят в воспитании и образовании. Это тоже верный путь. Но длительный, а нашим памятникам, по всей видимости, уже нужна срочная помощь.