«Эта трагедия – одно из величайших человеческих творений. Если у нас не получится создать на ее основе нечто великое, то попробуем создать хотя бы нечто необычное», — писал Джузеппе Верди либреттисту Франческо Мария Пьяве, принимаясь за сочинение своей первой шекспировской оперы «Макбет».

Сложные, раздираемые демонами персонажи, психологизм. В шекспировских текстах Верди нравилось почти все. Пугала лишь частая смена сцен и, соответственно, декораций. Но эти свои опасения Верди поборол, так что приходится быть смелыми и современным режиссерам. В рамках фестиваля «Опера — всем» «Макбета» поставили под открытым небом. Что из этого вышло, расскажет Виктор Высоцкий.

Виктор Высоцкий,корреспондент:
«Макбет» — единственная из опер Верди по трагедии Шекспира, в которой нет любви. Единственная страсть, которая наполняет души героев, это, если использовать формулу Фридриха Ницше, воля к власти. Убийства, призраки и веселье ведьм сменяют друг друга, вроде бы следуя рациональной идее – власть любыми средствами».

Но в то же время итог истории ясно свидетельствует об иррационализме зла. Это ощущение иррациональности ужаса, содержащееся в музыке, несмотря на ее божественную красоту, отчасти передано и в главной декорации спектакля.

Действие оперы происходит в Шотландии в XI веке. Но на сцене мы видим приемы скорее античного театра:  разделенный на два полухория хор, ведьмы, одетые в греческие туники, и трагические маски. Парадокс красоты особенно остро чувствуется в этом произведении итальянского мастера. Прекрасны веселые танцевальные мотивы ведьм, арии решающегося на преступления Макбета и особенно монологи Леди Макбет, стремящейся прогнать прочь все сомнения своего мужа. Зло прекрасно и привлекательно.

Очень привлекательна оказалась эта партия для Юлии Герцевой, меццо-сопрано, несмотря на то, что обычно эту партию поют более высокие голоса. Юлия выучила ее специально для фестиваля «Опера — всем».

Впервые обратился к «Макбету» и режиссер Константин Балакин, работавший до последнего времени в Астрахани и имеющий опыт в постановках опер на открытом воздухе.

Финал чемпионата мира по футболу и плюс 29 градусов не помешали прийти на Соборную площадь Петропавловской крепости шести тысячам человек, где под охраной петербургского ангела шел матч жизни и смерти.