Фестиваль «Опера – всем» открылся сегодня на Соборной площади Петропавловской крепости. В седьмой раз. 

Это, уже ставшее традиционным, событие в культурном календаре нашего города не нуждается в особом представлении. Осталась, пожалуй, лишь одна некая казуистическая неясность – с его классификацией: чем считать этот фестиваль? Винтажный опен-эйр для поклонников классической музыки? Или оригинальный по форме оперный марафон, в котором само выступление под открытом небом придает постановкам новую выразительную пикантность?

Так или иначе, на этот раз в декорациях городских площадей и парков зрители увидят «Макбет» Джузеппе Верди, «Манон Леско» Джакомо Пуччини и «Похищение из сераля» Моцарта. Ну а сегодня фестиваль открыла «Царская невеста» Римского-Корсакова. Оперное произведение в последнее время привлекает внимание отечественных постановщиков. Возможно, поднимаемой в нем темой насилия государства над личностью? Я не знаю. Перед тем как сказать свое слово, Павел Богданов придирчиво изучал все приданое «Царской Невесты». 

Павел Богданов, корреспондент:
«За 7 лет на Международном петербургском фестивале «Опера — всем» появились свои традиции. Во-первых, не обращать внимания на переменчивую петербургскую погоду. Во-вторых, стараться составлять репертуар максимально разнообразно. И, в третьих, открывать фестиваль большой русской оперой».

В прошлом году это была «Руслан и Людмила», теперь – «Царская невеста». Удивительно, но факт: только в этом сезоне премьеры «Невесты» состоялись в Мариинском театре и театре «Зазеркалье».

Эту оперу Римский-Корсаков мечтал написать тридцать лет, а сочинил всего за десять месяцев. Ее основа – драма Льва Мея, к произведениям которого композитор обращался еще в начале своей творческой биографии, при написании  «Псковитянки». И вновь – исторический контекст, ведь почти все герои здесь –  реальные персонажи. Но, по сути, время Ивана Грозного, когда и происходит действие оперы – лишь фон. В центре – вечные, почти шекспировские страсти и характерный для романтической драмы любовный треугольник, а точнее  – даже два.

Здесь нет больших народных сцен или фантастических мотивов как в предыдущих операх Римского-Корсакова. И даже увертюра необычна. Этих мелодий в опере мы уже не услышим. Зато сюжет позволяет сосредоточиться на чистой музыке.

Мелодичность, наличие законченных номеров было воспринято многими в конце XIX века как шаг назад. Кто-то напротив приветствовал стремление автора к «примирению требований новой музыкальной драмы с формами старой оперы». Римский-Корсаков возражал и тем, и другим. И ставил это свое произведение выше других.

Свой ответ спорщикам и критикам дало время и те самые зрители, для которых и проводится фестиваль «Опера – всем». Они неизменно тепло приветствуют самые разные версии «Царской невесты». А уж когда в подготовке спектакля участвует настоящая команда мечты из ведущих петербургских театров, сомнений в качестве постановки просто не может оставаться.