Чемпионат мира по футболу к радости одних и сожалению других подходит к концу. Осталось всего четыре матча. Завтра на стадионе «Санкт-Петербург» путевку в финал разыграют сборные Франции и Бельгии. Противостояние «Красных дьяволов» и трехцветных, хочется надеяться, будет жарким. Таким, в любом случае, получилось их сражение на нашем воображаемом культурном поле.

Первый тайм. Кино

Про нынешнюю сборную Франции говорят: «Это третье суперпоколение футболистов после эпох Платини и Зидана». В кинематографе Пятой республики провальных поколений не было никогда. С братьев Люмьер все началось. Nouvelle Vague с ее откровенностью и жизнеподобием выдумала киноязык заново. Как и в случае с футболом, национальный состав кинематографистов всегда разнообразен. Там работают Полански, Гаспар Ноэ, Михаэль Ханеке. 
  
В полуфинале сборная Бельгии играла 32 года назад. Бронзу уступила как раз соседям из Франции. А в кинодостижениях им уступать никогда не хотела. В Бельгии был свой первопроходец. Жозеф Плато изобрел фенакистископ еще в 1836 году. Международный прорыв случился в 1990-е. Ведущие киноигроки: эксцентричный Жако ван Дормаль, драматичные братья Дарденн и Бенуа Пульворд, в любви которому признавался Квентин Тарантино.

Второй тайм. Живопись

«Красные дьяволы» — команда, ведущая суперсерию. 24 матча они не знают поражений. То же самое на художественных полях на протяжении веков. Фламандские «дьяволы» в представлениях не нуждаются: Рубенс, ван Дейк, семейство Брейгелей. А ХХ век запомнился победами в сюрреализме. Рене Магритт с его тягой к магическому, певец всего женского Поль Дельво. И появлением «девятого искусства» — комикса. Смурфы и Тинтин — звезды Бельгии не меньше Азара и Лукаку.  

Сил для контратаки у трехцветных предостаточно. Франция — родина многих шедевров мирового искусства. Гравер Жак Калло работал в ХVII веке, в XX столетии им вдохновлялись Малер и Джакометти. Пуссен положил начало всей живописи классицизма. Делакруа создал живописный образ Франции. В XIX- XX веках заиграли импрессионисты, сюрреалисты, абстракционисты. А без Марселя Дюшана и Ива Кляйна все современное искусство было бы иным.