О диалоге с властью в цифровую эпоху и о новых способах коммуникации с ней – репортаж Антона Цумана.

Антон Цуман, корреспондент: «Главная особенность прямой линии – доступность. И раньше можно было задать вопрос, не выходя их дома. Теперь с помощью мобильных гаджетов можно это сделать, не сходя со скамейки в парке».

Как бы ни критиковали президента политологи, по статистике 80% ответов президента касались реальных проблем реальных людей, как то: цены, ЖКХ, здравоохранение, дороги.

Это видеообращение сделали жители новых жилых комплексов на юго-западе города. Жилые дома давно заселены , планируется постройка ещё нескольких десятков. А вместо дороги — бурьян. Поэтому жители, уставшие от бумажной волокиты, с целью ускорить процесс уже второй раз обращаются к президенту напрямую.

Как отметили многие эксперты эта прямая линия сделала значительный шаг вперед. Средства коммуникации во время эфира — во-первых максимально простые, во-вторых максимально разнообразные. Вот такой прямая линия была в 2001 году. И вот такая она сейчас.

Вопрос от жителей проспекта Ветеранов на прямой линии не прозвучал. Но это не значит, что был проигнорирован. Как и тысячи других поступивших как до, так и вовремя разговора с Президентом. Политолог Станислав Еремеев уверяет, в сегодняшнем цифровом мире замолчать и залакировать действительность становится практически невозможным. На сцену выходят новые технологии. Как новый язык общения между властью и обществом.

Станислав Еремеев: «Для меня как политолога это рождение нового института демократического развития — механизма прямой демократии. На современном уровне с помощью новых инструментов фактически мы снова возвращаемся к тому, когда убираем механизм посредников и делаем прямой диалог. При этом возрастает механизм ответственности».

Для страны площадью 17 миллионов квадратных километров такие механизмы не просто важны, а жизненно необходимы. И в Центре технологий электронного правительства Университета ИТМО как раз ведут исследования в этом направлении. По словам его директора, Андрея Чугунова попытки создать постоянный ситуационный центр в масштабах страны были. И самым сложным оказалось привлечь внимание.

Замдиректора информационно-аналитического центра Павел Рыбальченко демонстрирует нам работу сайта «Наш Санкт-Петербург», куда каждый житель Санкт-Петербурга может направить жалобу или указать на проблему в сфере ЖКХ и благоустройства. И если традиционные письменные обращения по закону могут рассматриваться до 30 дней, портал этот срок уже существенно сократил.

И, по мнению политологов, такой подход теоретически может быть применен к модели целой страны. Тогда прямая линия из разового мероприятия может превратиться в постоянно действующий механизм. И даже со временем возможно сформирует новые инструменты власти. Цифровой эпохи.

Антон Вуйма, специалист по связям с общественностью: «Что будет дальше? Дальше вместо таких прямых линий это преобразуется в такие электронные парламенты, электронные вече. Скорее всего, за такой мерой, которую сейчас внедряет Путин, последует электронное вече. Как электронное правительство только с более расширенными полномочиями где каждый человек будет своего рода депутатом».

То есть вместо бумажной волокиты — строгая «цифра». Вместо бюрократического аппарата — центры обработки данных. Вместо урны для голосования — мобильный гаджет. Вот такой диалог с властью нас ждет в будущем. Сухой и прагматичный. Реакция — действие. Но хочется верить, что за технологичной маской всё же останется человеческое лицо.