Кто стоял у истоков самого амбициозного советского проекта – орбитального корабля-ракетоплана «Буран»? Кто придумал эмблему легендарной международной космической программы «Союз-Аполлон»? Кто отправил в космос Белку и Стрелку? Кто сконструировал спутник-разведчик «Зенит»? Кто создал футуристические инструменты для работы на борту?

В KGallery постарались проникнуть в тайны советской космонавтики, представив выставку «Космос. Истории людей». Подробнее Варвара Федорова.

«Поехали!» — шутит Гагарин и расцветает в своей легендарной улыбке. «Задание выполнено!» — торжественно рапортует межпланетная станция «Луна-9». Выставка «Космос. Истории людей» звучит голосами легенд советской космонавтики. Но главные герои сегодня — не те, чьи лица мелькали на почтовых марках и обложках газет, а невидимые бойцы космического фронта.

Кристина Березовская,руководитель KGallery, куратор выставки:
«Мы выбрали очень условное количество людей, о которых мы хотели рассказать. Понятно, что это обусловлено временем, в котором работали все наши герои в условиях строжайшей секретности и с очень серьезными предупреждениями, что в случае разглашения какой-либо информации это была уже статья. Нам показалось ужасно несправедливым, что о них никто не знает».

На фотографии Галина Балашова. Возможно, единственный дизайнер в истории человечества, работы которого хранятся в том числе  на Луне. Это она в 1972 году разработала эмблему «космического рукопожатия» — программы «Союз-Аполлон», а также эскизы первых вымпелов и интерьеры космических домов.

Кристина Березовская, руководитель KGallery, куратор выставки:
«Это первый советский дизайнер — дизайнер космических интерьеров первых кораблей, которая расчерчивая макеты у себя на столе, не забывала включить туда эскиз своей же картины. Почему? Потому что живопись и растения на орбите — это самое такое главное и важное воспоминание космонавтов. И про нее всегда говорили, что она попыталась сделать невозможное — сухих интерьерах космического корабля попробовать создать какие-то очень уютные и родные глазу вещи». 

Подбор персонажей представляет историю космонавтики  в странном виде: вот старший штурман-летчик Лев Воробьев, который так и не побывал на орбите. Он готовился к полету более 10 лет, дважды назначался командиром основного экипажа и оба раза не полетел из-за конфликта с бортинженером. 

Геннадий Плискин,коллекционер, научный консультант выставки:
«Впервые столкнулись с психологической несовместимостью людей, которые вместе должны отправиться в космос. И это повлекло за собой некоторые меры, тогда уже стали обращать внимание на психологическую совместимость. Нелетавшие космонавты — это, конечно, трагедия в жизни. Для Льва Воробьева это была трагедия вдвойне».

Выставка включила в себя все, что удалось отыскать ее авторам: от документальных кадров до современных инсталляций о человеке в космосе. Об Олеге Газенко и Борисе Чертоке рассказывают макеты, книги и фотографии. В память об открытиях Юрия Кондратюка лунный свет льется из-за  исчерченной формулами двери. А образы на картинах скорее пытаются спорить с советскими агитплакатами. Кажется, чтобы осмыслить космос, художник должен сам подняться за стратосферу.