Юрий Зинчук, ведущий: «Но вернёмся в Россию, на форум. И, конечно, макроэкономика и глобальная политика – это интереснее. Но гораздо для нас важнее на экономическом форуме услышать мнение, а что сейчас с нашим бизнесом? И в первую очередь с малым и средним бизнесом. И здесь ситуация очень тревожная. Высокие ставки по кредитам, административные барьеры. И, внимание, вот одна лишь цифра. За прошлый год в России было возбуждено 242 тысячи уголовных дел по факту незаконного предпринимательства. Но из них – лишь 15 процентов были доведены до судебных решений. А это означает, что оставшиеся 85 процентов были просто-напросто или уничтожены, или разорены, или сменили владельца. То есть, извините за жаргонизм, у них отжали бизнес. Вот такая страшная статистика. Что делать в этой ситуации? И можем ли мы в этой области совершить прорыв? Об этом мы поговорили с бизнес-омбудсменом при Президенте России Борисом Титовым. И с присоединившимся к нашей беседе новым председателем Счётной Палаты Алексеем Кудриным».

Юрий Зинчук: «Борис Юрьевич, я знаю, что вы вчера докладывали президенту о положении дел в бизнесе. Какой тональности был доклад? Грустный, радостный, позитивный?»

Борис Титов, бизнес-омбудсмен при Президенте России: «Пока, к сожалению, больше проблем, чем изменений. Конечно, я больше всего смотрю на малый, средний, реальный промышленный бизнес, те, которые вкладываются в реальное производство. Мы проводим ситуационные анализы по всей стране, провели больше, чем в 80-ти регионах. Кроме того, делаем социологические опросы. По проблемам административного и уголовного преследования, по "уголовке" считают, что ничего не изменилось или стало хуже, считают 62% опрошенных. По административным – больше 82%. Четверть всех ответили, что стало хуже. Поэтому пока мы ещё не можем почивать на лаврах. Президент дал поручение продолжать стратегию роста. Потому что нужно менять среду».

Юрий Зинчук: «Сейчас, я так понял, административное давление и давление силовиков на малый и средний бизнес – это 2 самые главные проблемы?»

Борис Титов: «Нельзя так сказать. Знаете, что на первом месте среди всех проблем? Экономическая неопределённость. Люди не понимают, куда бежим, за счёт чего будет развиваться экономика. Поэтому нет доверия среде, нет доверия экономике, нет понимания, что будет. Всё-таки на первые места выходят проблемы, связанные с экономикой. С тем, как окупаются предприятия, с их доходностью, с прибыльностью. Спрос, который пока не восстанавливается после 2015 года»

Юрий Зинчук: «Реакция президента?»

Борис Титов: «Он дал поручение прокуратуре проверить законность установления тарифов во многих регионах, это очень серьёзный шаг. Прокуратура по всей стране должна этим заниматься. Кроме этого, мы смотрели уголовное преследование. Я дал целый ряд предложений. Он спрашивал, как реализуются эти новации. Пока мы считаем, что слабо. Я предложил реестр всех уголовных дел в стране. У нас же только по экономическим статьям возбуждается 242 тысячи дел в год. И где они? И как они? Потому что до суда доходят 15% дел. Все они "висят", и непонятно где». 

Юрий Зинчук: «А это метод влияния на бизнес»

Борис Титов: «Конечно. Если открывается уголовное дело, 82% сообщили, что или полностью, или частично их бизнес был разрушен».

Юрий Зинчук: «Борис Юрьевич, вопрос такой, как гражданина России гражданину России. Вы вчера общались с президентом, он понимает, вы понимаете – что мешает?»

Борис Титов: «Прежде всего, мы до конца не стали по-настоящему капиталистической страной. Тот капитализм, который мы строили в 90-е, он не только не привлёк многих людей, но и оттолкнул. Это был, конечно, не капитализм, не рыночная экономика в том виде, в котором она существует и должна существовать. Поэтому надо сегодня строить новую экономику, восстанавливать доверие».

Юрий Зинчук: «И последний вопрос, который мы задаём всем нашим спикерам. Президент Путин во время послания Федеральному Собранию сказал: стране нужен прорыв. Можем мы совершить этот прорыв? И что нам нужно для этого сделать?»

Борис Титов: «Сегодня понятно, как мы будем осуществлять прорыв с точки зрения государственных финансов. Действительно все нацелены на увеличение государственного финансирования, государственных инвестиций в инфраструктуру, в социальный сектор. И здесь очень сильная команда, тот же Силуанов, который, прежде всего, министр финансов, и Голикова, которая будет контролировать финансы, Кудрин, который будет контролировать Счётную палату. Здесь, я считаю, они могут совершить прорыв. Но прорыв это значит ещё и развитие».

Юрий Зинчук: «Алексей Леонидович, насколько мы способны осуществить тот прорыв, о котором президент говорил?»

Алексей Кудрин, председатель Счётной палаты: «Нужна достаточно смелая программа правительства. Мы её ждём».

Борис Титов: «Это да. Нужна ещё и программа правительства, сегодня тоже обсуждалось. Но той дорожной карты, которая должна быть представлена в сентябре, тех решений, которые сегодня мы слышим, по нашему мнению, не хватает».

Алексей Кудрин: «Пока ждём. Надеемся на это, цели-то амбициозные, они должны отвечать на эти цели, и убедить всех нас, что их предложения будут достигать этих целей. Это достаточно смелое решение. Счётную палату тоже достаточно сложно убеждать».

Юрий Зинчук: «И эту тему относительно того, что слишком медленно разворачивается бюрократическая машина правительства России, Алексей Кудрин продолжил позже, на деловом завтраке Сбербанка. Ну, действительно. Смотрите, в марте Путин заявил о том, что наш новый стратегический курс – это прорыв. А дорожная карта, по которой начнётся реформирование нашей экономики, будет готова только к сентябрю. О каком прорыве может идти речь, когда мы живём такими скоростями: сказано в марте, а лишь через полгода начнём что-то делать. Наше правительство, сказал Кудрин – это тигр, который готовится к прыжку. Но есть одна проблема – готовится тигр что-то очень долго».

Алексей Кудрин: «У меня складывается впечатление, что в указе президента майском даны очень амбициозные задачи, а правительство выжидает, как на них ответить. А сегодня президент задаёт такую планку, правительство размышляет. У меня складывается впечатление, что правительство – такой тигр, который готовится к прыжку, и мы в ближайшее время узнаем те самые прорывные и достаточно продвинутые реформы».