Юрий Зинчук, ведущий: «Ну, как вы уже поняли, весь сегодняшний выпуск мы посвящаем Петербургскому международному экономическому форуму. Во-первых, потому что форум наш – петербургский, что уже для нас представляет особый интерес. Во-вторых, так уже сложилось за все годы существования ПМЭФ – именно этот форум становится той площадкой, на которой формируются основные векторы, интересы, и понимание того, куда сейчас движется российская экономика. И насколько это движение соответствует тому пути, по которому идёт мир. 

Иногда, как мы уже заметили, эти пути могут расходиться. Но на этом форуме президент обозначил главную тему нынешней повестки. Россия – часть мира. И мы не можем замыкаться на себя, уходить в изоляцию или отставать от тех процессов, которыми сейчас занимаются другие крупные державы. Как бы этого кто ни хотел, сделать Россию международным изгоем в экономике, в политике, в спорте, в новых технологиях не то, что трудно – невозможно.

Девиз этого форума звучал так – "Экономика доверия". Доверие – слово не экономическое. Больше – эмоциональное. Хотя, если переводить на английский "ECONOMY OF TRUST", то можно заметить, что это слово trust – вера, доверие – написано даже на долларах. Так почему доверие сейчас становится главной валютой современности? Потому что без доверия уже нельзя строить современный мир. Между доверием и страхом в отношениях между странами сейчас важнее всего выбрать первое. И визит президента страны, которая во многом определяет политику в Европе, это хороший знак, что выбор будет правильным. И то, о чём говорил президент Франции, намекая на некие силы, которые мешают этому доверию, тоже хороший знак. Не называя Америки, Макрон объяснил, чего сейчас боится Европа больше всего».

Эммануэль Макрон, президент Франции: «Мы считаем, что сейчас появляются новые тенденции, это фрагментация мира. То есть та тенденция, когда, играя на страхах людей, некоторые силы просто пользуются этим, чтобы появилось ещё больше подозрительности и взаимного недоверия. Любая фрагментация будет инструментом страха».

Главное отличие этого форума от прошлогоднего – слова «кризис», «кризисное управление» в речах выступающих и комментариях экспертов практически отсутствовали. На первое место вышло слово «прорыв». Прорыв во всём – в экономике, в политике, в технологиях, в системе управления. Тот прорыв, про который Владимир Путин, ещё заканчивая свой третий президентский срок, говорил: "Не будет прорыва – не будет страны". Но насколько мы сами готовы к этому прорыву?

Нужен прорыв – это не программное заявление. Это жёсткое требование современной действительности. Закон Красной королевы из «Алисы в стране чудес» сейчас правит миром. Чтобы стоять на месте, надо бежать изо всех сил. Чтобы хотя бы чуть-чуть продвинуться вперёд –надо бежать в два раза быстрее. Мир меняется мгновенно. Так же мгновенно, как приходят обновления на смартфоны. Виртуальность сливается с реальностью. Например, вот ещё вчера были деньги и были биткоины. И в секторе реальной экономики они не пересекались. А уже сегодня советник Президента Сергей Глазьев на форуме рассуждает о цифровых деньгах. Это, если взять обычный рубль, оцифровать его и запустить в оборот блокчейна. Чем не способ борьбы с коррупцией и расхищением бюджетных средств? Приложения, Big Data, компьютерные нейросистемы, цифровая экономика – это с одной стороны. Но с другой – сложная, громоздкая, во многом еще сохранившаяся с 20-го века система управления экономикой страны.

Бизнес всегда быстрее, чем власть, реагирует на призывы к переменам. Но одно дело реагировать и совсем другое исполнить. И возможно ли это исполнить в нынешних условиях? То, про что бизнес всегда с грустной иронией говорит – хотели как лучше, а получилось как всегда. Но может на этот раз будет не так, как всегда? И пока трудно дать однозначный ответ на вопрос, сможем ли мы совершить прорыв. Очень хочется верить, что да. Но абсолютно точно можно сказать, если не сможем, другого шанса у России уже не будет. Время – вот главный ресурс, за который сейчас идёт борьба во всём мире. Кто быстрее – тот сильнее. Это закон нынешней современной мировой экономики. А уж тем более той экономики, которую всё чаще и чаще называют цифровой. И это был главный урок петербургского форума 2018.