Почти все эти портреты, созданные самыми разными художниками императорской России, объединяет  особая, непростая, местами даже трагическая судьба. Их путь к зрителю был долог и тернист. Многие из этих работ только совсем недавно получили вторую жизнь: были исследованы, восстановлены, атрибутированы, открыли многие свои тайны. 

михаил пиотровский,директор Государственного Эрмитажа:
В каждой комнате по 2-3 открытия – открытия людей, авторов. Это громадная научная работа, которая есть музейная работа. Музей – это не место, где на стенках вешают картины, музей это место где картины собирают, реставрируют и препарируют в таком виде, когда можно посмотреть и понять, о чём там говорится, а данном случае понять, кто эти люди, потому что за каждым человеком громадная биография

Большинство произведений попало в Эрмитаж за несколько месяцев до начала Великой Отечественной из расформированного историко-бытового отдела Русского музея. Увы, в очень плохом состоянии. Долгое время эти работы находились в сыром неотапливаемом помещении. До  революции почти все они были частью портретных галерей дворянских дворцов и усадеб.  Из знаменитого Юсуповского дворца на Мойке происходит портрет княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой, экспонирующийся  впервые. Только два года назад учёным удалось окончательно определить, что он принадлежит кисти Валентина Серова.

Юрий Гудыменко,хранитель фонда живописи Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа:
Благодаря выставке Серова в Москве мы обнаружили парный портрет к этому этюду из Нижегородского музея. И это этюды к знаменитому портрету с собачкой, который находится в Русском музее
лана конокотина,корреспондент:
А этот портрет поступил в Эрмитаж в 1941 году как «портрет неизвестной». Впоследствии неизвестная оказалась ни кем-нибудь, а великой княгиней Еленой Павловной.

Причём это один из самых ранних портретов будущей хозяйки Михайловского дворца, написанный в год её бракосочетания с младшим сыном Павла Первого, великим князем Михаилом. Одно из самых необычных  произведений – этюд дамы в розовом, до сего года считавшийся работой неизвестного художника. Кто автор загадочной незнакомки, помогла установить интересная особенность картины. Дело в том, что она двухсторонняя. В написанном на обратной стороне фантазийном символистском сюжете реставраторы узнали почерк одного из самых известных участников объединения «Голубая роза», Николая Милиотти. 

Юрий Гудыменко,хранитель фонда живописи Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа:
Логично было предположить, что это тот же самый автор, видимо, ему нужен был холст. И он просто развернул этюд женщины и написал другую композицию.
михаил пиотровский,директор Государственного Эрмитажа:
Поиск, приобретение, реставрация, исследование. Без этого, без работы учёных реставраторов эти вещи имеют только половину своей настоящей ценности. Когда понятно,кто, что, как, кто писал – это полноценно.
лана конокотина,корреспондент:
Совершеннейшая сенсация – этот портрет Ксении Блаженной. Недавняя реставрация установила, что он был создан либо при жизни святой, либо почти сразу же после её смерти. И, стало быть, является единственным дошедшим до нас реальным портретным образом юродивой.

По степени резонансности с  уникальным портретом Ксении может конкурировать, разве что, вновь обретённое творение великого Брюллова. Этюд с детскими головками в облаках с чертами малолетних князей Гагариных в советские годы поступил в собрание Эрмитажа с многочисленными прорывами и загрязнениями и значился как работа неизвестного художника.

михаил пиотровский,директор Государственного Эрмитажа:
Никогда не надо отчаиваться и никогда не надо выбрасывать музейную вещь. На них тренировались реставраторы, в таком плохом всё было состоянии. Оказалось, прекрасная вещь, слава Богу, её никто не разрезал!
Юрий Гудыменко,хранитель фонда живописи Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа:
Она вся пропитана рафаэлевкими влияниями. Если мы посмотрим на центральную головку, мы сразу вспомним Сикстинскую Мадонну. Верхний персонаж, самый младший из изображённых детей Гагариных,  это он подсмотрел в «Преображении» Рафаэля.

Безымянные полотна постепенно находят своих авторов, обретают новую жизнь. Узнаются судьбы и биографии героев. День за днём музей продолжает вести невидимую публике, скрупулёзную, каждодневную и, пожалуй, самую важную свою работу.