Юрий Зинчук, ведущий: «На этой неделе мусульмане отметили начало Рамадана. Месяц поста и борьбы с искушениями. Есть даже нельзя от рассвета до заката. Огромное количество ограничений, которые должны помочь обрести чистоту и покой духа. Рамадан – одна из главных пяти истин ислама. Петербург самый многоконфессиональный город. Это обусловлено целым рядом исторических особенностей: потому что мы и окно в Европу, и сыграло роль наследие столицы Российской Империи, когда со всей России сгоняли многие национальности для строительства нашего города. И сейчас, для справки, в Петербурге проживает около одного миллиона мусульман. Но почему ислам часто связывают с мировым злом, имя которому терроризм? Как используют эту религию бандиты? И что мы можем противопоставить этому злу, независимо от убеждений и вероисповеданий? И какая главная истина заложена в Коране? Все эти очень важные и злободневные темы мы обсудили, пожалуй, с одним из самых компетентных экспертов в этом вопросе. С муфтием Петербурга Равилем Панчеевым. Давайте послушаем этого мудрого собеседника».

Здравствуйте! Спасибо большое, что согласились дать нам интервью. Начинается Рамадан. Это хороший повод поговорить о вере, об исламе, о мире». 

Равиль Панчеев, муфтий Соборной мечети: «Конечно, хороший повод. Особенно, если встреча проходит на территории Санкт-Петербургской соборной мечети, исламский центр, голубая мечеть».

– Почему, кстати, выбрали голубой цвет?

– Как образец был взят прообраз мавзолея Гур-Эмир в Самарканде.  Они очень похожи. Купол и минареты, голубые изразцы – из технического фарфора. Крепкий материал, который прослужит долго. В мире такого нет. Этот камень – гранит.

– Где его брали строители?

– Откуда-то далеко, с территории Финляндии. Наша мечеть строилась как столичная, имперская. Она единственная была такая крупная мечеть в то время.

– Когда я был в Чечне, в командировках, я часто, практически каждое утро просыпался под  призыв к молитве. Здесь этого не наблюдаем?

– В наши дни – нет. Поблизости мусульманских семей в основном нет.

– Часто наблюдаю, когда идут какие-то религиозные мусульманские праздники, площадь вся заполнена народом. Сколько людей приходят?

– Если мы говорим о вместимости Соборной мечети, то 6,5 тысяч.

– По сравнению с прошлыми годами – больше люди стали к вам приходить?

– На сегодняшний момент где-то около одного миллиона мусульман в городе присутствуют. 

– На 5-миллионный город. То есть каждый пятый. Они приходят по-дежурному сюда, потому что так записано в календаре исламском? Насколько это формально для них?

– Это не формально. – Это установлено Всевышним. Обязательная молитва. Пропускать её никому не разрешается. Это большой грех. Смысл его жизни  здесь – каждый человек готовит свою жизнь для того, чтобы отчитаться перед Всевышним в день суда, что он сделал хорошего, что он сделал для людей, что он сделал для семьи. Очень много говорят о толерантности. Или терпимости. С точки зрения религиозности, наверное, неправильный перевод. Для нас это не подходит. Мы говорим «дружелюбие». Мы гордимся этим. Представители разных религиозных организаций общаются, нет никаких конфликтов.

– Я к своему стыду как петербуржец ни разу не был в Соборной мечети. Вы можете меня провести, показать?

– Обязательно. Заходить надо с правой ноги. А выходить – с левой. Мы вошли в вестибюль первого этажа, где молятся мужчины. Обязательно надо снять обувь. Обязательно должно быть омовение. Моются определённые части тела. Очистившись, они могут зайти в мечеть и совершать молитву.

– Простите дилетантский вопрос. По степени жесткости тех требований, которые предъявляет ислам, это жёсткая религия?

– Исламская религия – это образ жизни. Человек каждый день, человек делает какое-то доброе дело, он обязательно делает ради Всевышнего.

То, что показывают сегодня по телевизору, в СМИ об исламе, весь негатив – это всё неправда. Убивать невинного человека, убивать детей, убивать женщин и стариков – это никакого отношения к религии не имеет. 

Многие говорят о джихаде. Джихад разный бывает. Есть джихад большой, есть джихад малый. Его часто переводят как «священная война». Джихад переводится как «усердие». Да, можно как «борьба».  Джихад большой – это борьба со своими пороками. В первую очередь, с самим собой.

Это большой зал Соборной мечети, где совершают молитву мужчины. Здесь помещается где-то 2,5 тысячи человек.

– Огромное количество людей приходит на молитву. А ковры у вас персидские? Какие-то особенные?

– Ковры не персидские. Ковры для молитвы – они либо с ячейкой для отдельного человека, либо без, линии указывают, как люди должны стоять.  Люди стоят ровно по этой линии, лица направлены строго в сторону Мекки.

– Вопрос, который я давно вам хотел задать. Вот всё чаще ислам, так или иначе связывают с таким мировым злом, как терроризм. Почему это происходит? Где в Коране написано слово «терроризм»?

– В Коране этого ничего нет. Это от незнания своей религии.

– А как они вербуют? используя ислам как инструмент, заражают их этим злом?

– Вырывают из контекста Корана предложение и преподносят как истину. Но при этом, они же не рассказывают, что было написано до этого стиха и после. Идёт эксплуатация религии. Переписывают религию под себя.

– Ислам, как и любая другая религия, как скальпель, с помощью которого хирургу можно спасти жизнь человеку, а в руках убийцы – лишить жизни.

– Если человек перешёл красную черту, то почему ему вешают ярлык «исламист» или представитель исламской религии? Можно ведь просто сказать, что он бандит? Причем здесь ислам?

– Что мы можем противопоставить этому мировому злу? 

– Надо создать условия для того, чтобы функционировали образовательные учреждения для подготовки религиозных кадров. Необходимо распространять нашу историю.

– Мы можем противопоставить этому злу три вещи: просвещение, дружелюбие и объединение.

– Мы на третьем этаже. Эти звёзды – это воздуховоды и вентиляция. Внизу, в подвале, топили дровами, тёплый воздух поднимался и обогревал здание мечети.

– В заключение такой вопрос. Представьте себе, будто бы я человек, который свалился с Луны, и вообще не знаю, что такое ислам. Одним предложением. Какую бы главную истину вы мне сообщили?

– Всевышний Аллах только с терпеливыми людьми. То есть взаимоотношение с людьми – должно быть терпение. Терпение и дружелюбие. Мы живём в одной стране, которая называется Российская Федерация, с великой историей, с чудесными людьми, и все они служат Всевышнему и той отчизне, которая их кормит.