Что важнее – бизнес или футбол? Кто нужен клубу: легионеры или «ребята с нашего двора»? И сколько в 1984 году заработали игроки, когда «Зенит» впервые стал чемпионом страны? Репортаж Максима Облендера.

По этому газону ежедневно пробегают семьсот детей! С 4-х – 5-ти лет в филиале «Академии "Зенита"» «Невский Фронт» учат не просто любить футбол, но и Петербург, и зенитовскую «стрелку» на груди. Организованная фанатами, уже не вмещает всех желающих стать новыми Месси и Роналду.

– На кого хочешь быть похожим в футболе?
– На Роналду. Он сильный и быстро бегает.
– На Месси. У него мой номер.
– На Кержакова. Он быстро бегает.

Но почему мы не видим петербургских ребят в стартовом составе «Зенита» на «Крестовском»? За прошлый год в главную академию из «Невского фронта» отдали 7 игроков. Вот очередной претендент – Саша Сибирев. Несмотря на то, что мальчик от рождения не слышит и не может говорить, им уже интересуются. Другой вопрос: выдержит ли повзрослевший Саша конкуренцию с легионерами?

Александр Алеханов, президент Школы футбольного мастерства «Невский Фронт»: «Если бы спросили моё мнение, я бы отменил всех легионеров и дал возможность нашим парням, которые гоняют мяч с утра до вечера, занимаются любимым делом. Сейчас нужно отмотать назад немножечко и давать возможность ребятам с нашего двора. На примере Аршавина, Кержакова».

На примере Вячеслава Малафеева, Владислава Радимова, на примере команды – чемпиона страны «Зенита – 84», где 15 из 20-ти игроков – были наши воспитанники.

– Глядя сейчас на это видео, какие эмоции, что вы тогда чувствовали?

Борис Чухлов, чемпион СССР по футболу 1984, экс-игрок «Зенита»: «Гордость за себя и за всех людей».

– Сейчас модно, как это делает один спортивный журналист, спрашивать: сколько вы тогда заработали?
– 65 рублей за каждый победный матч, а мы выиграли 19 матчей.

Стоя у СКК, где «Зенит» оформлял своё первое чемпионство, Борис Чухлов делится финансовыми секретами. 1235 рублей за победу в чемпионате страны! Сумма, которой едва бы хватило на цветной ламповый телевизор и хороший холодильник.

Борис Чухлов: «Нас учили в обкоме и горкоме: вы живёте в таком городе! Вы должны играть за памятники, за историю. Это на всю жизнь осталось – мы играли за памятники и за город».

За город, а не за миллионы. Независимо от результата сезона, аргентинец Себастьян Дриусси в «Зените» получит 2,5 миллиона евро в год. В текущем сезоне нападающий забил всего лишь три мяча. 830 тысяч за гол. Неплохо. Футбол стал бизнесом – и это ещё одна причина кризиса, отмечает историк Юрий Лукосяк.

Юрий Лукосяк, футбольный историк: «У нас преобладала концепция "если я сегодня вкладываю деньги, завтра должен быть результат". Мы хотим всё быстро. Мы разучились планомерно с перспективой работать. Всё время надо результат. Поэтому я для себя задаю вопрос, что нам нужно: спорт высших достижений или здоровье нации?».

Советские обучающие фильмы при сегодняшнем бешеном ритме футбола кажутся смешными. Но именно в эпоху таких фильмов ковала победы сборная СССР, на секундочку, чемпион Европы. Сейчас на российских футболистах отрабатывают современные методики иностранные специалисты. Что предпринял Манчини, какие перестановки сделал? Этот вопрос каждый матч интересует 35-45 тысяч человек в чаше стадиона. На игре «Зенита-2» на «Петровском» другая картина.

Почему болеть за команду, которая борется за выживание во втором дивизионе, где как раз играют «ребята с нашего двора» не модно? Сравните. Германия. Клуб «Кайзерлаутерн» – вторая лига. Последнее место.

В Германии футбол – самый популярный вид спорта. Немецкую машину не по силам остановить ни Бразилии, ни Англии, ни Чили. Недавний трофей – Кубок конфедераций в Санкт-Петербурге немцы и вовсе взяли вторым составом. Мощная система академий в каждой немецкой земле — не политика государства. Инициатива на местах. И этот инкубатор день за днём выдаёт кадры для национальной команды, рассказывает спортивный журналист из Германии Сергей Доронкин.

Сергей Доронкин, спортивный журналист: «Футбол в Германии невероятно популярен. 7 дивизионов, еженедельно проходят 10 тысяч матчей. Государство только подталкивает, но в целом – всё это личное дело людей. Они делают школы в самых маленьких деревнях, поливают подстригают газон. За этим следят родители. Это стоит совсем небольших денег. А талантов очень много. И тренеры дают им свободу действий».

Никто не запрещает перенять немецкую модель. На перспективу, мы подождём. Понятно, что на домашнем чемпионате взять золото нашей сборной может помочь разве что старик Хоттабыч, помните матч «Шайба» – «Зубило»?

Максим Облендер, корреспондент: «Вот уж с чем точно хорошо в Петербурге, так это с дворовым футболом. Только посмотрите на эту карту: 200 с лишним площадок. На этих полях нет места многомиллионным контрактам и зарплатам. Здесь нет селекционеров. Пришёл – и ты уже в команде».

Такая площадка стоит около миллиона рублей. Когда увольняли Фабио Капелло, подсчитали: на отступные можно было построить 1000 таких полей. С тех пор российский футбол продолжает набивать шишки: лимит на легионеров, игры в снег и мороз, стадионы-долгострои. И тоже самое на клубном уровне. Вот и в ассоциативном ряду «Зенит», деньги, футбол, воспитанники – на первое место почему-то выходят деньги, а не «ребята с нашего двора».