Почти два века назад, как раз в апреле 1837 года, была впервые опубликована сказка «Новое платье короля». Сюжет о глупых и напыщенных вельможах уже тогда был не нов, однако сказка Андерсена не всем понравилась, особенно в верхушке датского общества.

Критики и вовсе его книгу игнорировали. Почти столетие спустя Евгений Шварц взялся за пьесу по мотивам произведений Андерсена. Но его «Голому королю» повезло еще меньше, сказка оказалась совсем несказочной и до 1960-х не издавалась.

Этого вечно неудобного «Голого короля» поставили в Даугавпилсском театре в Латвии. Накануне показали на закрытии фестиваля «Встречи в России» в «Балтийском доме». Вячеслав Резаков побывал на спектакле.

Вопрос высокой моды, такой, что выше не бывает: как одеться в королевском, мэрском, президентском стиле? Ни в пух и прах и уж точно не «вроде Володи». Хорошо одетый король носит других людей. Образ обобщает спектакль, но нуждается в пояснении. Все сказки полны принцев, королей и, казалось бы, здесь все то же. Черно-белые оппозиции жизни, к которым не привыкла юная принцесса.

Полосатенькая и резвая, как зебра, она влюбилась в свинопаса. А он, чтоб целоваться с ней без помех, построил тот самый музыкальный горшочек. Вот он что-то вынюхивает в зале. 

Квадрокоптер, как известно, может сунуть нос в любую кухню. Но король забирает дрон себе, на принцессу у него свои планы. Дело лишь в том, что король голый. С  момента написания пьесы в ее названии власть слышит оскорбление. Неважно, где, когда, например, в родном городе создателей спектакля.

Новое платье короля трачено новыми политическими шутками, но силуэт его прежний: убедить в непререкаемой естественности власти. Короны, соболя, надменная пышность не в моде.

Я теперь такой же, как вы: кепочка, джинсы. Так вам будет проще делать вид, что вы не понимаете главного:  то, что я сейчас присваиваю большую часть вашей жизни или весь, скажем, алюминий везде. Мы же делаем вид, что не замечаем супружеской измены или зависти подруг. Чтобы не раскачивать лодку.  Вспомните: чем дольше мы делаем вид, что ситуация с королем в порядке, тем больше сами привыкаем к тому, что это и есть правда. Неприятная, как коррупция на дорогах, но это уже данность. Хуже только новая наша реакция на настоящую правду.

Старую пьесу заканчивал хор: «Пусть ликует вся земля, мы прогнали короля!» Как бы не так! Прошли времена, когда смехом можно было бить врагов. За столетия власти давно привыкли к нелицеприятному мнению о себе. Финал спектакля — король прерывает бурю глумленья: «Голый, ну и что?»

И гордо возвращается на трон мимо притихших придворных. Повеселились? Вечерок скоротали? Полюбовались, как короля играет свита и каждый народ заслуживает правительство, которое имеет. А я может и голый, чтобы положить на всех вас регалии общего позора власти. Нагота, как в бане, теряется под общей массой. Смеетесь? Так ведь и я тоже! Тут главное оставаться королем, это и значит всегда смеяться последним.