Выход искусства за пределы музея — вот доктрина, которой следуют современные арт-пространства и которая берет начало в конце XX века. Она появилась с легкой руки таких художников, как, например, итальянец Джузеппе Пеноне, чья выставка открылась в Большом дворе Зимнего дворца.

Экспозиция поднимает вопрос родства человека и природы. Есть ли оно? Знает Анна Лесина, которая побывала на открытии.

Над вымощенным булыжником Большим двором Зимнего дворца раскинулись «1372 килограмма света». Ветви деревьев, камни, словно парящие в невесомости. Несомненно, это почерк Джузеппе Пенноне — самобытного представителя ленд-арта и концептуального искусства. Основная черта его стиля: взаимопроникновение художника и среды, поиск грани влияния человека на природу. И дерево в этом поиске – ключевой элемент.

Джузеппе Пенноне,скульптор, художник:
«Как скульптору мне эта тема интересна прежде всего потому, что дерево — это некая структура, некое живое существо, в котором хранится огромное количество экзистенциальной памяти, в том числе и формальной. Дерево запоминает все. Даже то, например, как оно было под снегом».

Пионер итальянского движения «Арте Повера» («Бедное искусство») использует для своих инсталляций промышленные материалы. Будь то древесина, воск, стекло или глина, он искусно манипулирует с природой. Его антропоморфные фигуры не столько восхищают, сколько тревожат, чем-то напоминают обнаженное человеческое «я», хрупкими пальцами удерживающее тяжелый груз.

Дмитрий Озерков,заведующий отделом современного искусства Государственного Эрмитажа:
«Эта работа отсылает ко всей природе Петербурга, к весне, к теме прорыва наверх, это тяга к свету. Художник выбирал, в какую сторону будет наклонено дерево, как будут стоять камни. Потому что в современном искусстве вы не можете что-то просто поставить, вы должны понять, как это будет выглядеть, откуда на это будут смотреть и так далее». 

Скульптура «Идеи из камня — 1372 кг света», созданная восемь лет назад, отражает идею баланса в природе. Речные валуны, мешающие дереву расти, кажется, вот-вот упадут. Но ощущение шаткости устойчивых материй мнимо. Никакая сила не даст конструкции рухнуть. 

Анна Лесина,корреспондент:
«В том, что местом для выставки выбран Эрмитаж, есть особое остроумие. Фасад в стиле  пышное елизаветинское барокко символизирует парадное искусство, против которого десятилетиями выступало течение «Арте Повера». Сегодня эти направления существуют бесконфликтно, а мраморные колонны Зимнего дворца служат фоном бронзовым веткам Пенноне».