Обзор трагических происшествий последних лет подготовил Павел Никифоров.

В среду, 28 марта, в день общенационального траура по погибшим в Кемерово, в Петербурге загораются сразу несколько зданий. Жилые дома на Морской набережной и Коломяжском проспекте, и автосалон на Савушкина.

Павел Никифоров, корреспондент: «Столб густого, черного дыма был виден отовсюду: от Петроградской стороны до Лавры. Горел склад с автозапчастями. И снова никакой тревоги. В залах посетители, в ремзоне – сотрудники, молчание противопожарной сигнализации, охранник на выезде из территории. Самый главный человек, с инструкцией, которая почему-то оказывается важнее логики, важнее безопасности».

Михаил Яковлев был как раз в ремзоне, когда начался пожар. Это интервью, мы записали буквально сразу, как он только смог покинуть территорию автосалона. Мы даём его специально без монтажа и купюр, чтобы понять, что происходило в первые минуты происшествия.

Михаил Яковлев, очевидец пожара: «Были на сервисе, сидели. Потихоньку пошел дым, стало пахнуть. По радио объявляют — не пугайтесь, это учебная тревога, потом уже дышать невыносимо стало, стали выходить. Вышел на улицу, смотрю – с крыши черный дым повалил. Я бегом за своей машиной, еле успел её выгнать через соседний салон. Охранник ворота перекрыл на замок и никого не выпускал. Я ворота сломал и кое-как выломал».

«Сломал ворота», «учебная тревога», «никого не выпускали» — как это возможно? А еще, по нашим сведениям, пожар начался как раз во время проверки противопожарной системы. Это самый близкий случай к нашему эфиру, но сколько подобных примеров было за последние 10 лет в Петербурге?

Павел Никифоров, корреспондент: «Зимой 2011-го частично обвалилась крыша вот этого гипермаркета у метро "Озерки". Один погибший, десять пострадавших, и 180 килограмм снега на каждом квадратном метре кровли из-за чего она и обвалилась. 180 килограмм при разрешенных ста на квадратный метр. Банально не чистили снег. Банальная халатность, которая привела к ужасным последствиям».

Вечерний час-пик, магазин на Выборгском шоссе, 3 буквально забит посетителями. Все дни накануне шёл сильный снег. В полдевятого раздался сильный хлопок, и крыша разом упала внутрь торгового зала. На следующий день по всем магазинам города начались проверки.

А этот вопиющий случай в парке развлечений на Крестовском острове произошёл летом 2010-го. На высоте 20 этажа, при скорости в 75 километров в час внезапно обрывается трос. Десять человек внутри ракеты повисают над землей. Позже директор парка скажет, что не трос, а крепление во всём виновато. 4 должностных лица были оштрафованы.

Павел Никифоров, корреспондент: «"Мы верим, что в каждом из нас жив и ждет своего часа отважный космонавт. И специально для него в нашем парке есть почти настоящая ракета" – это выдержка из официального сайта "Диво-острова". Да, второй трос не оборвался, а одного явно оказалось мало, чтобы аттракцион закрыть. Работает до сих пор. Видимо, это такое наше "авось": что нас не убивает, то делает сильней».

Этот железнодорожный переход в створе Туристской улицы жители Приморского района уже окрестили «переходом смерти». 7 погибших только за один прошлый год. Главная причина — пешеходы не замечают приближающейся электрички. Главная претензия — почему до сих пор нет надземного перехода?

Павел Никифоров, корреспондент: «Следственный комитет завел уголовное дело и обвинил работников РЖД в халатности. Вот только кто эти сотрудники – так не установили. Зато установили вот этот угрожающий знак и светодиодную ленту, которую успели затереть ногами. Ночью её еще как-то видно, а вот днём уже давно нет. Но до этого, снова, нет никому дела».

Вот, как он горит в тёмное время суток. А вот как в светлое. Цинизм – это, как правило, дело коллективное.

Павел Никифоров, корреспондент: «Что будет, если в аквапарке устроить перегруз посетителей, так чтобы и метра проплыть было нельзя? Не менять фильтры, и из-за этого чрезмерно, обильно так перехлорировать воду? А будет 229 пострадавших, среди которых больше 180 детей. В 2008 году халатность сотрудников и руководства "Вотервиля" на Приморской привела к отравлению сотен людей, но ничего – после этого они еще ни один год работали».

Это даже уже не халатность, а откровенная нажива на здоровье петербуржцев. Набить бассейн, чтобы в нём плавать было невозможно. И это при цене билета в 2000 рублей за семью. В сутки — это в районе миллиона рублей. И так каждый день. Тогда аквапарк закрыли всего на пять дней. Сейчас он принадлежит уже другой компании.

В январе прошлого года полностью выгорел скалодром на Литовской улице. Погибла одна женщина. Причина — в нескольких метрах от здания экстрим-центра проводились сварочные работы. А ведь там каждый день занимались сотни детей. Таким случаям нет конца. И, к сожалению, подобных примеров халатности и цинизма, пока не становится меньше.