30 марта 1853 года в Нидерландах родился художник, которому суждено было остаться в истории гениальным сумасшедшим, Винсент Ван Гог. Его жизнь, несмотря на яркость и сочность полотен — это череда страданий, исканий, нищеты и безвестности. Гением его признали после самоубийства. 

В нынешнем году мир отмечает 165 лет со дня рождения художника. Мы же расскажем о нескольких его работах, которые хранятся в Государственном Эрмитаже. Они относятся к последнему этапу творчества великого постимпрессиониста.

Арльские дамы (Воспоминания о саде в Эттене). 1888 г. Холст, масло.

Во Францию «неистовый голландец» Винсент Ван Гог приехал, чтобы писать вместе с импрессионистами. Художник избрал местом своей работы прованский Арль. Там и написана картина «Воспоминания о саде в Эттене», которая известна также как «Арльские дамы». Ее мотив был навеян мыслями о родительском доме, а в образе двух женщин художник изобразил свою мать и сестру Вил. Картина — это своего рода запечатлённое видение, в действительности таких цветов и линий не существует — это игра сознания.

Арене в Арле. 1888 г. Холст, масло

Ван Гог несколько раз ходил на французскую корриду, но бой быков не впечатлил художника, зато он был восхищен большой многоцветной толпой. Сама арена на картине не так очевидна на первый взгляд, а фигуры быков размыты и призрачны. Известно, что произведение было написана под влиянием творчества Гогена, который в то время жил вместе с Ван Гогом в «Жёлтом доме» на площади Ламартин в Арле. В живописной манере художника появились обобщенные цветовые пятна и тёмные контуры. 

Портрет госпожи Трабюк. 1889 г. Холст на дереве, масло.

Портрет госпожи Трабюк был написан в Сен-Реми, где художник лечился. В начале сентября 1889 года из убежища для душевнобольных Ван Гог отправил брату Тео письмо, в котором сообщал о написании портрета жены надзирателя: «Она несчастная, поблекшая и смирная женщина, такая ничтожная и незаметная, что я испытываю острое желание изобразить на полотне эту запылённую травинку».

Куст. 1889 г. Холст, масло.

«Куст сирени» — картина, относящаяся к лучшим творениям Ван Гога, также написана в Сен-Реми за год до смерти художника. В письме брату Ван Гог пишет, что в саду приюта он нашел два сюжета, над которыми и работает. Один из них — лиловые ирисы, второй — сирень. Картина написана таким интенсивным цветом, что наводит на мысль о душевном напряжении Ван Гога. Каждый мазок показывает, что природа не принесла успокоения его мятущейся душе.