Он один из самых продаваемых, по данным Forbes, отечественных живописцев. И он понял, что ничего не понял. Антиперсональная персональная выставка Семена Мотолянца открылась в галерее «Борей».

В рамках нее художник сделал сенсационное признание: он ничего не понял в современном искусстве, да и в классическом тоже. Сначала этот факт Мотолянец скрывал, а зачем решил выставить в заглавие новой экспозиции. Вячеслав Резаков разбирался, пошутил художник или нет.

Не будем лукавить, мы все понимаем, что имеют в виду, говоря «Я не понял… эту книгу, пьесу, картину». Дескать, все я понял, не дурак, просто воздержался от более крепких отзывов! Отрадно видеть, как с таким посылом выступает сам участник художественного процесса. Судя по выставке, Семен Мотолянец старался быть понятым всегда. Работы очень разные, но, так или иначе, включают выразительные коммюнике, делающие лишним дальнейшее обобщение сути. 

Что особенно ценно в ситуации общения с критиками, особенно телевизионными, о которых доподлинно известно, что они ничего не понимают ни в чем. Художник у микрофона, а затем и зритель у экрана предвкушает разговор о поэзии с фининспектором-книгопродавцем. Да, так было и в этот раз.

Хроникам преодоления художником сопротивления материала отведены четыре тематических зала.

В хронологически первом мыло. Его разноцветные оковалки несут на себе явные следы насилия от рук, падений и зубов, надо полагать, самого художника. На экране трудно разглядеть оппозицию композиций: в каждой паре обмылков настоящий только один, другой – керамическая фигура, его возвышенный образ. Комментарий уклончиво намекает на течение времени, но уже зрителю решать, что все-таки было первым: яйцо или его идея.

Другой зал наполнен черным светом страхолюдных люстр. Вы видите — все комментарии уже включены.

В третьем живописные полотна. Не сказать, чтобы очень нарядные сюжеты, а поверх размашисто, как по забору, надписи, которые убавляют нарядности, но прибавляют понятности.

Миновали времена, когда искусство хвасталось пониманием красоты, щеголяя то одним, то другим примером гармонии и меры. Современное щеголяет скорее невежеством, добившись уже подозрительной естественности. Зал, открывающий выставку, заполнен белизной, как пустой лист.

Вкратце его тема – сон. Бездеятельность, лень здесь опровергают шарнирную суть какой бы то ни было работы. Неважно, что бы ты ни сделал, важен комментарий, цветная прорезь в пододеяльнике. Ну а если красота не важна, а комментарий все равно никто не поймет? Так уж лучше ничего не делать. Комментарий в самое сердце критики. Ничего ни в чем не понимать мы на телевидении привыкли. А теперь еще и с гордостью поняли, зачем.