В гостях у программы «Хорошее утро» Всеволод Вешневецкий, председатель «Общества защиты прав потребителей».

михаил спичка,ведущий:

ТЦ «Зимняя вишня» в Кемерове был зарегистрирован, как предприятие малого бизнеса. А стало быть он имел право на так называемые «надзорные каникулы». То есть был освобождён от разного рода проверок, в том числе и на пожарную безопасность.

александра Емельянова,ведущая:
Всеволод, здравствуйте. Скажите, вы должны защищать права потребителей, но получается, что если существуют эти «надзорные каникулы» и предприятия малого бизнеса не проверяют, получается, мы все в потенциальной опасности находимся?
Всеволод Вешневецкий,председатель «Общества защиты прав потребителей»:

Вы совершенно правы. Эти «надзорные каникулы», о которых сейчас все вспомнили, они были введены в январе 2016 года и действуют до конце этого года, 2018. Сегодня в Правительстве уже рассматривается вопрос о продлении этих каникул до конца 2022 года. Это очень неправильная политика. И я хочу высказать свою позицию по этому поводу: ответственность за то, что произошло в Кемерове лежит не только на тех исполнителях, которым сейчас предъявляются обоснованные претензии, но и конечно, на нашей федеральной власти, которая допустила ряд ошибок при реформе контрольно-надзорной деятельности, которой занимается министерство «Открытого правительства», которое возглавляет Михаил Абызов. Эта реформа направлена на сокращение контроля и надзора, и она привела к тому, что сегодня контроль и надзор стал не эффективным, не оперативным, перестал выполнять свои функции, полностью перестал. Сегодня весь контроль и надзор отдан самому бизнесу. Мы прекрасно понимаем, что задача бизнеса, в первую очередь, это зарабатывание прибыли. Известное высказывание Карла Маркса: «Бизнес пойдёт на любое преступление, ради прибыли, даже под страхом виселицы».

Я хочу обратить внимание наших чиновников, что немедленно нужно пересмотреть реформу, прекратить льготы для малого бизнеса, потому что это действительно способ ухода от проверок, это безнаказанность и огромные человеческие жертвы. Такой дорогой ценой мы пытаемся помочь малому бизнесу, при этом мы просто губим своих граждан.

александра Емельянова,ведущая:
А если как-то дифференцировать? Ведь малый бизнес — это и ларёк может быть небольшой, а есть и такие огромные центры.
михаил спичка,ведущий:

Вот и возникает вопрос, как крупнейший в городе торговый центр мог быть зарегистрирован по категории малого бизнеса?

Всеволод Вешневецкий,председатель «Общества защиты прав потребителей»:

Тут и заключается вся эквилибристика. Потому, что малому бизнесу отданы такие преференции. Его не проверяют. Что такое «надзорные каникулы»? Инспектору любому — Пожнадзора, Роспотребнадзора — запрещён, просто запрещён доступ на объект малого бизнеса для проведения плановой проверки. Это не правильно. И фокус заключён в чём? Предприятие просто юридически раздробилось. Сегодня в торговом центре существует масса лиц — они не юридические лица, это ИП. Комплекс большой, но поделён на массу ИП, в отношении этих ИП действуют «надзорные каникулы», и нет проверок.

михаил спичка,ведущий:

Юристы — грамотные люди, они могут обойти все законодательные препоны и преподнести это огромное предприятие, торговый центр, в виде предприятия малого бизнеса.

александра Емельянова,ведущая:
Но давайте представим. Если эти элементарные законы, правила пожарной безопасности, которые существуют, которые необходимо соблюдать при строительстве подобных центров, эксплуатации, работали, может, и эти «каникулы» были бы не так страшны?
Всеволод Вешневецкий,председатель «Общества защиты прав потребителей»:

Бизнес играет по правилам. По тем правилам, которые устанавливает государство. Если государство уходит от контроля и надзора, закрывает глаза на различные нарушения. Сегодня нарушений полно! Вот в том же Кемерово. Там целая вереница нарушений. Это всё упирается в отсутствие надзора и контроля. Нормы есть, но нет контроля за их исполнением.

михаил спичка,ведущий:

Вы говорите о федеральном законе, но в регионах, после происшествия, администрации городов, регионов могут провести проверку.

Всеволод Вешневецкий,председатель «Общества защиты прав потребителей»:

А кого утешит эта проверка, когда погибло столько людей?

михаил спичка,ведущий:

Чтобы избежать следующих жертв.

Всеволод Вешневецкий,председатель «Общества защиты прав потребителей»:

А вы не помните, что было в декабре 2016, когда в Иркутске погибло 83 человека от отравления спиртосодержащими жидкостями «Боярышник». Покупали эти жидкости по всему городу. Изготовителем этой жидкости тоже был малый бизнес, продавцами был малый бизнес. И все знали, что это за продукт. И Роспотребнадзор, и власти этого города знали, но никто ничего не делал, потому что действует запрет на проверки. Бизнесу полное доверие, но оно оборачивается тем, что бизнес чувствует свою безнаказанность и просто не соблюдает требования, нормы и допускает гибель людей.

александра Емельянова,ведущая:
Всеволод, вы председатель Санкт-Петербургского отделения «Общества защиты прав потребителей». Вы — общественный контроль. Будем надеяться, что хоть вы будете осуществлять свои проверки.
Всеволод Вешневецкий,председатель «Общества защиты прав потребителей»:

Но у нас нет полномочий. Есть только одно — выявить нарушение и отправить информацию в надзорный орган. И, как правило, там, в рамках этой системы всё тонет. Наши сигналы исполняются и удовлетворяются только на 15 %, а не на 100%.