В Большом драматическом театре громкая премьера. На прославленной сцене московский режиссер Андрей Кончаловский поставил спектакль под названием «Эдип в Колоне». Это сокращенная версия одноименной трагедии Софокла. 

Отдельные персонажи истории отсутствуют, несколько персонажей объединены режиссером в одного. Также Кончаловский основательно поработал над самим текстом. Что получилось в итоге, расскажет Павел Богданов.

Андрей Кончаловский обращается к этой драме уже второй раз. Первый — в 2014 году по приглашению итальянского театра «Олимпико». И вот новая, или переработанная старая версия уже в БДТ.

Играть в викторину «Найди десять отличий» мы не будем. Поверив мастеру, что это совсем другой спектакль. Что точно — исполнительница роли Антигоны осталась прежней. Это Юлия Высоцкая. Так что выражение «входить второй раз в одну и ту же воду нельзя» тут совсем неуместно.

Герои те же и событийная канва вроде бы сохранена, но от пылающего пафоса Софокла не осталось и следа. А потому что нарочито безэмоциональное чтение по ролям что пафосные монологи в костюмах — большой разницы нет. И это понятно: разделение на черное и белое, добро и зло давно осталось в прошлом, мы живем в мире полутонов. И декламировать со сцены, что «жизнь коротка, смерть неотвратна; горестей в жизни больше, чем радостей»- слишком очевидно, а быть может даже комично.

Эдип Николая Горшкова — бомжеватого вида старик, который, копаясь в объедках, выписывает себе право предсказывать скорый конец окружающего мира. Если вдуматься, это страшная и очень жизненная метафора современной действительности. Такой царь Эдип вне принятой системы координат. Но еще неизвестно, кто юродивый, а кто нормальный. В любом случае страшен и актуален выбор этого Эдипа. В поисках мнимого успокоения он не колеблется. Между коварством условных своих и убогостью условных чужих выбирает предсказуемую, зато надежную посредственность, которую сразу же назначает своим героем. Слишком очевидный и слишком современный выбор, когда и выбора-то по сути нет.

«Никого не жалко, никого не жаль. Ни тебя, ни меня, ни его», — поет главная маска нашего времени Сергей Шнуров. Глядя на сцену БДТ, почему-то вспоминаешь именно эти строчки. Жаль лишь наших детей, нынешних и еще не родившихся. Им жить в мире, где не осталось ни настоящих героев, ни настоящих драм, зато пророков, тянущих в пропасть, не сосчитать.