В прошлом году отмечалось 80 лет со дня рождения советского драматурга Александра Вампилова. По этому случаю было немало так называемых датских спектаклей. В театре «На Васильевском» Денис Хуснияров поставил «Утиную охоту», Семен Спивак в «Молодежке» взялся за  «Прошлым летом в Чулимске». В театре «Мастерская» выдержали паузу и сейчас представили свой спектакль, также по последней пьесе Вампилова. В том, что нынешние молодые студенты мастерской Григория Козлова видят и понимают в неприкаянных вампиловских героях, разбирался Вячеслав Резаков.

Голосом, от которого сразу начинает щипать в носу, будит своих граждан всесоюзная «бухтелка». Теплый озноб пробуждения за знакомым окном. Чайную наполнят завсегдатаи. Усядутся к зрителям, буквально рукой подать. Засмолят сигареты одна за другой, а следом и бухгалтер Мечеткин, закажет, как обычно. Котлеты и две яичницы, дым заполнят запахом весь зрительный зал.

И вот тогда с каким-то из вдохов, слов и звуков прянет из прошлого та самая страна абажуров и небритых мужчин. Обхватив зал, к нему всем телом прижимается Чулимск Вампилова. 

Городок, спрятавшийся под сеткой таежных лесов, в обрешетке зданий, ждущих штукатуров. Место предельных сближений человеческих душ с катастрофическими последствиями.

Суть конфликта у Вампилова воплощена в геометрии пространства, а здесь она предельно усилена. Палисадник Валентины не сбоку припеку, как обычно, он как кость в горле сцены — поперек. Подростковая уверенность влюбленной девочки в том, что обнаруженная внутри красота должна быть предъявлена миру. Тут волей-неволей каждый, кто встает со стула, делает выбор.

Он очевиден: кратчайшее расстояние между двумя людьми — прямая. Все, что ты напридумывал, лишь мешает рациональному движению. Опровержение евклидовой логики рассыпается на частные истории героев. Все топчут напрямик и все несчастны. Карнавал сломленных идеалистов подчеркивает актерский ансамбль. В спектакле играют студенты курса Козлова, все ровесники Валентины. И атрибуты ее образа поневоле распространяются на всех.

Кашкина – другая, такая же вобщем девчонка, которая борется за любовь. Даже Мечеткин – не заскорузлый бюрократ, дурак, зануда. Просто ботан. Впервые за множество лет он действительно смешной, причем с налетом той симпатии, которую в это слово вкладывают женщины. Каждый заслуживает любви и не замечает чужие чувства.

Из двух финалов Вампилов трагедии предпочел грустное осознание несоразмерности внутренней красоты и окружающего мира. Личная драма просто подводит героиню к простому пониманию, что люди замечают и любят в нас вовсе не то, что ценим и любим в себе мы сами. Это не конец. Кажется, это называется зрелым взглядом на жизнь. Просто вновь чинишь ограду.

Что, собственно, у нас есть, кроме того, что мы о сами себе придумали? На сцене «Мастерской» пошли дальше. Каким бы заповедным местом ни была душа, оживает она только в глазах другого человека. Вот так берешь его руку и ходишь вокруг да около, пока параллельные тропинки не пересекутся. Это, кажется, называется театральная условность. А если своими именами – любовь.