Великий балетмейстер, а также бесстрашный авантюрист и выдающийся мистификатор. В этом году отмечается 200 лет со дня рождения Мариуса Петипа. 

Если о его хореографических достижениях известно немало, то его достоверную биографию еще только предстоит написать. Фальсифицированная дата рождения, громкие романы и даже спровоцированный им межгосударственный скандал — мифам и легендам о Мариусе Петипа посвящена только что открывшаяся в Москве выставка в Бахрушинском музее, там представлены уникальные архивные материалы. С размахом планируют праздновать юбилей Петипа и в нашем городе. Старт торжествам накануне дали на сцене Мариинского театра.

Вклад Мариуса Петипа в то, что принято называть русским балетом, огромен. Родившись во Франции, он в 29 переехал в неизвестную Россию, чтобы на полвека стать балетмейстером номер один в нашей стране. Практически все сохранившиеся балетные спектакли тех времен так или иначе прошли через его руки, у него учились многие ведущие хореографы.

«Времена года» — не самый известный из балетов в биографии Петипа. Но в свое время он имел бурный успех. Достаточно сказать, что в премьерной постановке на сцену Мариинского театра выходила Матильда Кшесинская. «Времена года» — миф о воскрешении природы от зимнего сна, о животворящей силе солнца. Удивительно, но этот балет соответствует духу времени в современном танце. Прежде всего тем, что в нем нет последовательного сюжета, как нет и связанного драматического действия. Этот балет своего рода сюита танцев. Потому решение показать это произведение в юбилейный вечер вполне логично. Тем более что за новую постановку взялся один из самых модных российских хореографов Константин Кейхель.

В отличие от «Времен года» «Спящая красавица» сейчас — настоящая классика. Но в конце XIX века она опередила свое время. Ведь мода на большие сюжетные балеты на Западе наступит куда позже. Мариус Петипа был одним из авторов сценария этой «Спящей красавицы». Он переслал Чайковскому подробный план-заказ пролога и всех трех актов. В этом удивительном документе с точностью до числа тактов была расписана желаемая музыка. Поражает, что еще не слышав музыки, не сочинив ни одного движения, Петипа детально представлял свой будущий спектакль. Сто с лишним лет спустя его увидели во всех деталях наши современники.

Павел Богданов,корреспондент:
«Этим вечером празднование юбилея Мариуса Петипа на сцене Мариинского театра, конечно, не закончится. Ведь для этого театра он играет особую роль. На сцене Мариинки Петипа поставил почти четыре десятка спектаклей. Зрителей ждет настоящий марафон балетов в хореографии мастера: «Лебединое озеро», «Жизель», «Дон Кихот», «Баядерка» и последняя из громких премьер Мариинки — «Пахита».