Марина Азизян – художник театра и кино, на счету которого невероятное количество работ, спектаклей и фильмов. Среди самых известных «Старая, старая сказка», «Синяя птица», «Монолог».

Сегодня художник живет работой над фильмом «Заговор не таких», который снимает Андрей Хржановский по сценарию Юрия Арабова. Успех совместной картины «Полторы комнаты, или сентиментальное путешествие на Родину», посвященной Бродскому, вдохновил их на создание подобной анимационной истории о сценической судьбе оперы Дмитрия Шостаковича «Нос».

На выставке в Музее театрального и музыкального искусства можно увидеть сотни эскизов Марины Азизян, созданных к этой, еще неосуществленной картине. Павел Богданов расскажет подробнее.

Рассказать о фильме без единого кадра — задача непростая. Но мы попытаемся. 

«Заговор не таких» — не коммерческое кино, не мейнстрим. Даже жанр этой картины определить трудно.

Основой замысла стала история, которая случилась сорок с лишним лет тому назад. Дмитрий Шостакович высоко отозвался о первом фильме Андрея Хржановского «Жил-был Козявин». Тогда режиссер рискнул обратиться к Шостаковичу с просьбой разрешить экранизацию его оперы «Нос». А уже через несколько дней получил ответ — открытку с согласием. Сделать этот тогда было нереально по идеологическим соображениям. Теперь трудно по финансовым. 

Работа идет уже три года и конца и края ей не видно. А потому судить о том, что будет, мы можем только по эскизам Марины Азизян, которая вот так решила отпраздновать свой серьезный юбилей.

Однажды встретились Гоголь, Шостакович, Мейерхольд и Булгаков. И это не начало исторического анекдота, а завязка фильма Андрея Хржановского. И это не случайно. Именно Всеволод Мейрхольд должен был поставить дебютную оперу Шостаковича «Нос» по повести Гоголя на сцене Большого театра, где либретистом и переводчиком работал Булгаков. Но главное в другом: у всех этих людей были драматичные разногласия с официальным режимом. Они все были смутьянами. А Гоголь стал первым из «не таких».

Комическое и трагическое в этих работах ходят рука об руку с фантастическим. И все это объединяет главный город в жизни Марины Азизян — Петербург. Он тоже полноправный участник этой фантасмогории. Учителем и многолетним соратником Азизян был Николай Акимов, чей театр прекрасно виден из окна Музея театрального и музыкального искусства, равно как и Невский проспект, где гулял «Нос» майора Ковалева. От количества таких пересечений можно сойти с ума. Кажется, само провидение просто не оставило Азизян вариантов. Она должна была работать над этим фильмом. Итог поисков на киноэкране еще предстоит увидеть. Итог работы над эскизами можно и нужно посмотреть уже сейчас.