В Театре имени Комиссаржевской премьера. Комедия «Сегодня или никогда» по пьесе петербургского драматурга Валентина Красногорова. Он же Валентин Файнберг — знаменитая личность, человек многих талантов.

Он доктор технических наук, политический деятель, публицист, прозаик, создатель Гильдии драматургов Петербурга. К спектаклям по своим пьесам Валентин Самуилович зачастую относится настороженно, считая, что режиссерские трюки сегодня берут вверх над текстом и собственно драматургией. Удалось ли этого избежать в новой постановке Коммисаржевки, знает Вячеслав Резаков. 

Какая знакомая комедия, не правда ли? Танцы лысеющих дядек и расфуфыренных теток полнят интернеты, телевизионные эфиры распирает сериалами о личных драмах среднего возраста: не могу с ним больше жить, а пристрелить жалко! 

Номера, которые откалывают люди, чтобы вновь почувствовать себя живым и интересным, впору озаглавить как в цирке: «Сегодня и ежедневно», но в Комиссаржевке предпочли подчеркнуть выбор героев. «Сегодня или никогда». Непритязательный ситком, в котором две пары разбираются в отношениях, но без театрального символизма. 

Супружеская измена — вечная тема комедии. «Рогатые» супруги, соломенные вдовы, любовники в шкафах. Но в наши дни само отношение к браку не однозначно, что вредит театру. Для героини классической русской пьесы крах семьи, был стезей порока, двигаясь по которой она выходила наконец на берег Волги и перед лицом свободной стихии решала радостно: «Утоплюсь!»

Что одинаково способствовало драматургии и смягченью нравов. Сегодня на любой попрек она бы просто отмахнулась «разведусь», спокойно и вяло, как и все ретросексуалы, разглядывая профили одноклассников.

Последнее, что нам осталось — рассуждать в терминах рационализма. Отношения как дерево: росло 20 лет, а спилили за пять минут. Подобные рассуждения хорошо идут под водку, чем и развлекают себя и зрителей герои пьесы. Улетая, время от времени, мыслями в мир собственных фантазий и ретроспекций. И где-то там формулируют главный посыл спектакля. 

Легче всего счесть пьесу старомодной. 30-летние юнцы, для которых, по правде, нет ничего святого, откровенно потешаются над самой идеей верности и длительных браков. Другие нормы. 

Как сказал поэт, еще вчера мы были незнакомы, а нынче знать друг друга не хотим. Но по зрительному залу то и дело серебряным колокольчиком прокатывается женский смех, а порой и басовитый мужской хохоток. Дело не в семье и браке. А в неизбывной комичности самой идеи совместного существования мужчины и женщины. Людей, разница между которыми просто бросается в глаза.