дарья чердынцева,корреспондент:
Как-то так устроено в истории, что важные события умещаются порой в очень узкие временные рамки. И бывает сложно соотнести: вот — несколько часов, а вот — целая эпоха. Вечер 30 января 1968 года был именно таким. Думающая молодёжь, поэты, писатели собрались вместе и вели себя так, как будто бы никакого железного колпака власти не существует. От этого времени не осталось никаких фото и видеоматериалов, но есть люди, которые сами были участниками тех событий.

Именно Яков Аркадьевич Гордин  ровно 50 лет назад вёл литературный вечер. Инициатива собраться принадлежала Борису Вахтину — писателю, учёному-китаисту. На сцене — Иосиф Бродский, Сергей Довлатов, Владимир Марамзин, Александр Городницкий… Словом, весь цвет молодой литературы. Аншлаг.

Яков Гордин,писатель, историк:
Белый зал Дома писателей вмещал 250 человек, а там было человек 350. Сидели на подоконниках люди, стояли в проходе, стояли за дверьми. По тому, что там читалось, как реагировал зал, как независимо вели себя выступающие, не по-советски,  было понятно, что это даром не пройдёт.

Не прошло. Через несколько дней в компетентные органы поступил донос, который хоть и был ожидаем, но участников вечера всё же немало удивил

Яков Гордин,писатель, историк:
Неожиданен был главный сюжет доноса. Это же было растрактовано как сионистский митинг. Там было написано, что собралось 300 граждан еврейской национальности в зале. Ну это был абсолютный абсурд. Но абсурд, понятный таким властным мозгам. 

В евреи «записали» и писателя Валерия Попова, и поэтессу Татьяну Галушко. На каждого завели дело. И для многих из литераторов этот эпизод стал судьбоносным.

Яков Гордин,писатель, историк:
Вот я думаю, на Довлатова тогда власть впервые по-настоящему обратила внимание. И вся его трагедия здешняя как писателя, она началась, я думаю, именно с этого вечера. Просто перед ним закрылась возможность публикаций.

Для Иосифа Бродского ситуация уже не была в новинку. Четырьмя годами раньше, в 64-м, на весь мир прогремел процесс над поэтом. Его всё же заставят эмигрировать — но позже

Яков Гордин,писатель, историк:
Это пример органичности поведения. Люди повели себя так, как они считали нужным себя вести: без всяких скидок, без оглядки на цензуру, возможные неприятности и так далее.

Вспомнить это небывалое для своего времени событие и узнать, как сложились судьбы его участников, можно уже сегодня в 18.30 в Фонтанном доме. Вечер, как и 50 лет назад, будет вести Яков Гордин.