Юрий Зинчук, ведущий: «Давайте продолжим ещё главную тему нашего сегодняшнего эфира. Я приглашаю к разговору Народного артиста России, художественного руководителя Театра им. Андрея Миронова – Рудольфа Давидовича Фурманова. Рудольф Давидович, сразу же вопрос. Вам было три года, когда началась блокада. Я ещё представляю себе ощущение взрослого человека, который проходит через весь этот ужас. И как он может объяснять, почему это происходит. Но ребёнок…»

– Я помню какие-то отдельные куски, очень точно. Помню ещё потому что мне до сих пор какие-то эпизоды снятся во сне. Как был взорван Египетский мост. Я жил на проспекте Огородников – сейчас Рижский проспект – на Фонтанке, где фабрика Гознак. И мне снится, что я, спасаясь от бомбёжек, купаюсь в Фонтанке. Я помню, как сфинксы летели в воздух, я помню эти бомбёжки, тётю, которая меня воспитала, и дежурила, чтобы не потерять квартиру у гознаковских ворот. И она брала меня с собой. И в одно из дежурств бомба упала между рельс. Но не взорвалась. В 1963 году всё было перекрыто. Для того, чтобы построить гостиницу «Советская» у Египетского моста, там была воинская часть. И чтобы её построить, эту бомбу сапёрам надо было извлечь. И на моих глазах эту бомбу, которая упала в 1944 году… 

В четыре года я был контужен, я речь потерял.  А потом я мечтал стать артистом, в кино снимался с детского возраста. А какой артист с такой дикцией? Я ходил к логопеду…

– Самое тяжелое воспоминание, которое у вас осталось?

– Когда уже хлеб исчез, карточки украли или потеряли, когда мы остались без хлеба, тётка ходила в прачечную, она стирала эти тряпки, а я их жевал, жевал, вместо хлеба. Я помню окончание блокады, я помню День победы, как соседи встречали фронтовиков.

– Сейчас, спустя более 70 лет, как вы думаете, какой главный смысл, главный урок мы должны извлечь?

– Люди, которые выходят с протестами против власти, а если бы они был в моей шкуре – они выходили бы так? Это раскол в обществе. Страна богатой и сильной не будет, если будет раскол в обществе. Нам надо объединяться. От нас многое зависит, не только от власти, но и от нас, от людей.

– Главный урок блокады – быть вместе. И только так мы и победим, и выживем, и сделаем Россию великой.

– Я хочу, чтобы мы все вместе, все блокадники дожили до 75-летия снятия блокады. До 80-летия. И может быть, подальше, если удастся. Но это всё зависит от нас, как мы будем помогать молодому поколению.