Балет Мариуса Петипа на музыку Чайковского был впервые представлен в Мариинском театре в 1892 году. Фенонмен этого балета изучила Татьяна Баженова.

Этот спектакль чаще других ставят на мировых сценах. «Щелкунчик» то и дело мелькает в афишах иностранных театров. Феномену русского балета – 125 лет. А «родился» и «вырос» во всех смыслах он в Петербурге. Премьеру в Мариинском театре критики приняли с сомнением. Недальновидные эксперты не представляли, что балет на либретто Мариуса Петипа и музыку Петра Чайковского превратится в легенду.

В основе балета – сказка Гофмана. У немецкого писателя «Щелкунчик» родился после общения с детьми друга, Мари и Фрицем. И только неглубокий читатель воспринял это произведение как гимн Новому году. На самом деле гротеск Гофмана погружает в мистический мир фантазии, где жизнь превращается в сказку, но чудо приходит только после ожесточенной борьбы. Мир мышей противостоит миру людей.

Татьяна Баженова, корреспондент: «Образы в произведении Гофмана настолько неоднозначны, что даже заглавный герой выглядит довольно зловеще. Но отношение к зубатому принцу, в том числе благодаря и балетной постановке, со временем изменилось. Теперь кукольники едва успевают создавать щелкунчиков к Новому году. Их сметают с полок».

В этой мастерской сани готовили заранее. Производство щелкунчиков началось еще осенью. К праздникам готовы сотни ручных изделий разного дизайна.

Ольга Иванилова, кукольный мастер: «Щелкунчик — это любовь. У маленьких девочек это же первое чувство. Защита. Сначала она его, потом он её спасает. Это символ романтических настроений».

На своём веку балет «Щелкунчик» видал немало редакций: менялись вкусы постановщиков, политические режимы в стране. Но суть и в конце 19 века, и в Советском союзе, и сейчас – остаётся неизменной.

Новаторский взгляд на новогодний бренд предложил художник Михаил Шемякин. Его «Щелкунчик» идет на сцене Мариинского уже 17 лет с полным аншлагом. Сам художник по телефону из Франции рассказал, что гофмановская проза была с ним с детства. И делал зарисовки «Щелкунчика» он, сам того не сознавая, еще до приглашения Валерия Гергиева.

Михаил Шемякин, художник: «В нем интересный момент, что гротескный персонаж завоёвывает любовь и внимание. Это очень важный момент, который еще долгие годы будет продолжать привлекать и зрителей, и читателей. Это точно не детский утренник, но дети при этом обожают этот спектакль. Дети во Франции всё время спрашивают: месье Шемякин, почему так мало крыс? Им полюбились именно эти персонажи».

Хотя классическую версию мастер не побоялся изменить. В фантасмагории Шемякина появляются новые сцены и персонажи – работа только над эскизами длилась два года. Художник перевоплощает Щелкунчика в принца с большими добрыми глазами, снежинок переодевает в чёрное, а в Конфитюренбург привносит громадный торт. Кстати, у зрителей Мариинки есть выбор: в репертуаре не только новаторский спектакль Шемякина, но и классика с хореографией Вайнонена. В театре говорят: «Щелкунчика», как французский сыр, надо распробовать в нескольких вариантах.

Ислом Баймурадов, солист Мариинского театра: «У нас есть и старая, вайноненовская, версия. Эта та классика, которую мы привыкли видеть. А это уже новая версия. И обе стоят того, чтобы прийти и посмотреть».

Трудно представить, но эту непревзойдённую музыку Чайковский создавал в муках: «Я тщательно напрягал все силы для работы, но ничего не выходило, кроме мерзости. А вдруг окажется, что "Щелкунчик" — гадость…».

Незадолго до крупного заказа от Императорского театра у композитора умерла сестра. Гениальное произведение породили размышления о жизни и смерти.

Мария Щербакова, заведующая библиотекой Мариинского театра, доктор искусствоведения: «Петр Ильич как жил, так и творил. То есть его вся жизнь прошла в мучительном понимании того, где зло, а где добро. Сказка для него была почти жизненным сюжетом. Сказать, что это было отдельно, нет, его жизнь — это его творчество».

Александр Сергеев, солист Мариинского театра: «Я считаю, что музыка Чайковского в этом балете совершенно космическая. Иногда слышишь, и не понимаешь, а откуда это могло снизойти? Откуда-то свыше! Как вообще можно было это придумать?»

Сюжет Гофмана порой на сцену переносят даже летом. Но «наводняет» афишу «Щелкунчик» именно сейчас, в преддверии Нового года. В Петербурге покажут не менее 18-ти разных постановок одной и той же сказки! И её тайну разгадать зритель не может до сих пор. Возможно потому, что «Щелкунчик» – своеобразная модель добра и зла, модель общества, мира в целом. Мира, где побеждают добро и любовь.