Уход от реальности в некий параллельный мир — болезнь, которой человечество наслаждается давно. Причем если раньше это была прерогатива скорее детей, то теперь в виртуальные миры массово бегут и взрослые. 

Компьютерные игры, фэнтезийное Средиземье или игро-престольный Вестерос — направлений для бегства множество. Эта примета времени заинтересовала режиссера Ивана Орлова. Он поставил в петербургском ТЮЗе спектакль «Лев, колдунья и платяной шкаф» — детскую сказку, которая поднимает и недетские вопросы. Вячеслав Резаков продолжит. 

Лев, игривый, как котенок, и величественный, как храмовый витраж. Сахароволосая Колдунья, в санях влекомых рогачами, в которых, если спросят дети, нужно угадать северных оленей. 

В центре тот самый шкаф, через который четверо детей пролезли в волшебную страну Нарнию. Все заглавные атрибуты знаменитой сказки на сцене. 

«Но от того, что ты за человек и откуда смотришь, зависит, что ты увидишь», — говорил Клайв Стейплз Льюис. Сам он, английский богослов, написал мрачноватую историю о мире, в котором победило зло. И в котором герои, а вернее сказать — дети взяли в руки оружие, чтобы его уничтожить. А мы из мира воинствующей толерантности смотрим на детский утренник, в котором враг не просто украл новогоднюю елку или обманул снегурочку, а от всей души хочет всех убить. В нашем не волшебном мире остался лишь один прототип, которому можно уподобить — фашистская Германия. 

Образ врага в мире нравственного релятивизма — не единственная сложность, с которой столкнулись создатели спектакля. Сказка лишь искушает своей простотой. В ней, апологет, другими словами — защитник веры, изложил взгляды христиан на мир, живущих в нем людей и, конечно, Бога. Лик его грозен и прекрасен как изготовившееся к битве войско. Как это представить понятным для детей, долго не мог понять сам Льюис. Его лев Аслан — внушающий трепет врагам, но в глазах невинных, каковыми мы привыкли полагать детей ласковый и нежный зверь. Не просто увидеть, но осмыслить и главное — воплотить на сцене роль Бога — вызов для любого актера и режиссера. 

Как ни крути волшебную сказку, невозможно обойти сам посыл — для того, чтобы зло победило, нужно лишь, чтобы хорошие люди бездействовали. В этом задача зла: убедить всех в своей естественности, единственности своего существования — так было всегда, такова природа людей, где вы видели справедливость, доброта мешает движенью финансовых потоков. Ребенок, для которого эта чушь не очевидна, приходит в мир, чтобы взорвать его оцепенение. Лейтмотив и сказок, и христианского мифа. Другой мир возможен более чем понятен вечным нонконформистам — детям. Похоже, они уловили и другой — судя по тому, с каким комичным единодушием обходили стороной Белую Ведьму, вышедшую со всеми на поклон. Правильно! Как говорит один из героев сказки, с такими нужно быть всегда настороже. И на всякий случай держать под рукой топорик.