На либретто Александра Сумарокова Франческо Арайя написал оперу «Цефал и Прокрис». Но как только прошла мода на барокко, оперу забыли. Сегодня силами организаторов фестиваля Earlymusic её восстановили и показали в Белом зале особняка графа Зубова уже современным петербуржцам. На спектакле побывала Дарья Патрина.
«Цефал и Прокрис» — первая русская опера, созданная в 1755 году по заказу Елизаветы Петровны. Музыку написал первый капельмейстер Империи неаполитанец Франческо Арайа, либретто и стихи Александра Сумарокова.
Впервые герои древнегреческого мифа запели на русском языке. «Не забывай тех дней, которы нам приятны были. С какой горячностью друг друга мы любили!»
АНДРЕЙ РЕШЕТИН,художественный руководитель постановки: «Нам нужно было перенестись в начало XVIII века и уже оттуда строить мост в 1755 год. Французская революция разбила барочную культуру как зеркало».
В 1755 году только партию Прокрис исполняла женщина. Остальные роли были отданы мальчикам-подросткам. В современной реконструкции звучат исключительно женские голоса.
Чтобы приблизиться к оригинальному исполнению барочной оперы, артисткам пришлось выучить не только вокальные партии и поработать над произношением, но также освоить сложную партитуру движений. В музыкальном искусстве барокко и рококо музыка, вокал и жест были не отделимы друг от друга.
ДАНИЛА ВЕДЕРНИКОВ,постановщик: «Мы разбиваем на смысловые фразы, каждой эмоции — свое движение. Эмоция должна быть пережита очень точно и иметь свое завершение. Это было сложно».
Опера длиной в 4 часа — как неспешная прогулка по царскому саду. Злоключения влюбленных многочисленны, страсти глубоки, танцы изящны. Даже в отсутствие декораций машина времени работает безупречно.
Галантный век в изысканном простосердечии и пышной наивности для торопливых зрителей XXI века — неожиданное эстетическое удовольствие.
Подписывайтесь на канал «Говорит и показывает Санкт-Петербург» в Telegram.