Столицей безделья называла императрица Екатерина II Москву. И никогда не скрывала, что не любит этот город за «праздность и роскошь… чудотворные иконы на каждом шагу, обилие попов, богомольцев, нищих, бесполезных слуг».

Её сыну Павлу 1, напротив, Белокаменная нравилась. Но в одном их мнение совпадало. Заказывая себе полотна с видами Москвы, и тот, и другая обращались к художнику Жерару Делабарту. Выставку его работ подготовили в Михайловском замке Русского музея. Туда отправилась Дарья Патрина.

Заказывая молодому французскому художнику серию из 10 картин с московскими видами, Екатерина II ничем не ограничивала Жерара Далабарта. Единственное, просила запечатлеть также и народную жизнь города.

Иностранца отправили в старую русскую столицу, самобытную до экзотики. И очарованный Москвой Делабарт сам выбирал панорамы, достойные его кисти.

ЯКОВ БРУК,искусствовед:
«Она была для него фантастична. Он не знал, где остановиться».

Вид на Кремль со стороны Москвы-реки и со стороны Неглинки, Останкинский пруд, разумеется, без Останкинской башни, Красная площадь, уставленная Гостиными рядами.

Искусствоведов до сих пор удивляет топографическая точность Делабарта. Его взгляд проникал от Кремля через Замосковоречье до Нескучного сада.

Большинство панорам узнает и современный зритель. А пойманный кистью Делабарта характер и ритм первопрестольной и сейчас прочитывается как исключительно московский.

ВЛАДИМИР ГУСЕВ,директор Государственного Русского музея:
«Видопись — это не просто изображение видов. Это люди, это представление и о людях, и о костюмах того времени».

Люди на улицах то в шароварах, то европейском платье. Московитянки на торговой площади в шугаях и… в перчатках. Все смешалось, Москва — перекресток культур.

И не зря картины Делабарта получили популярность в Европе. Во многих книгах печатались гравюры с его картин, иллюстрируя русскую жизнь, или повествуя о Москве до пожара 1812 года.

ЯКОВ БРУК,искусствовед:
«Это картины, которые радуют своими подробностями. Какой бы фрагмент ни взяли, в нем будет биться тогдашняя русская жизнь».

До смерти Екатерины II Делабарт закончил 9 из 10 панорам. Позже заказ на московские виды в количестве 6 штук художник получил от Павла. Но в этом случае уже не было прежней художественной свободы. Император жестко сформулировал задание.

Сравнить результаты двух московских экспедиций Делабарта можно на выставке. Впервые за 86 лет все 15 картин экспонируются под одной крышей.