В XIX веке Доницетти создал оперу «Мария Стюарт» — король Фердинанд II счел ее неуместной. В 1935-м Стефан Цвейг пишет биографию королевы — читатели понимают, что книга об их современности. Сегодня к этой истории без срока давности подступились молодые режиссеры Игорь Сергеев и Варя Светлова. Что у них вышло, знает Павел Богданов.

Ни звучные вывески, ни заклинания о добром и прекрасном, ни смелые новаторские идеи сейчас не гарантируют успеха. А уж тем более театрам, которые живут только на пожертвования спонсоров и доходы от продажи билетов. Для них любой риск сродни подвигу. А потому одновременно и удивляет, и заслуживает внимания попытка «Такого театра», существующего без своей площадки и постоянной труппы, поставить столь сложный и многослойный материал, как «Мария Стюарт». Ведь сталкиваться приходится с самыми неожиданными трудностями.

Режиссерский дуэт Варя Светлова — Игорь Сергеев вдохновился не канонической пьесой Фридриха Шиллера, которую, кажется, ставили в любом крупном репертуаром театре, а менее известной в России книгой Стефана Цвейга, который обозначил ее как романизированную биографию. Прилагательное «романизированная» очень кстати. Ведь оно оставляет пространство для творческого поиска, а заодно освобождает спектакль от пафоса Шиллера.

Этот спектакль — не историческая реконструкция, что старательно подчеркивается костюмами. Здесь герои существуют вне конкретного времени и пространства. Но история конфликта двух лидеров на фоне внутриполитической борьбы этого и не требует. Куда важнее актуальность драмы выбора, когда в предложении «казнить нельзя помиловать» знаки препинания должен поставить именно зритель.

История сослагательного наклонения не имеет, а театр просто требует. Потому и возможны фантазии на тему что произошло, если бы встретились непримиримые соперницы в борьбе за английский престол: Елизавета и Мария Стюарт? Кто знает, может и прозвучало бы знаменитое Make love not war, была бы подписана «дорожная карта», заморозившая конфликт, а непримиримые противники на глазах изумленной общественности пожали бы друг другу руки. В «Марии Стюарт» «Такого театра» эта встреча происходит. Но чем она заканчивается, создатели спектакля попросили оставить в тайне.