В гостях у программы «Хорошее утро» — Марина Птиченко, заведующая отделом научного проектирования выставок и экспозиций Музея религии.

Марианна Дьякова,ведущая:
В дни празднования своего 85-летия государственный Музей истории религии открыл выставку, которая посвящена революции, а именно религиозной жизни того времени. «От монархии к Советам. Церковь в эпоху революционных потрясений 1905 — 1917 г.г.». Так называется выставка.
Михаил Спичка,ведущий:
У нас в гостях заведующая отделом научного проектирования выставок и экспозиций Музея религии Марина Птиченко.
Марианна Дьякова,ведущая:
Церковь и революция. На первый взгляд сложно придумать феномены столь друг другу противопоставленные как эти два, но тем не менее это удалось показать на экспозиции. Как представлены две эти силы?
Марина Птиченко,заведующая отделом научного проектирования выставок и экспозиций Музея религии:
В первую очередь они представлены на очень большом количестве документальных материалов: фотографиях, документах, изданиях того периода. И естественно изобразительный материал он тоже подключён, потому что любая выставка она должна быть и зрелищна, и создавать некий образ. Мы, конечно, постарались на выставке выстроить её таким образом, чтобы посетитель вместе с нами поразмышлял на тему о том, как же случилось так, что уже в эпоху установления Советов народ с таким энтузиазмом крушил церкви и выносил церковные ценности. И делал это действительно очень искренне, очень радостно, со счастливым выражением лица. Не случайно мы очень много фотографий использовали на выставке. И на афишу нашу разместили одну из таких фотографий где выносят иконы, выносят всякие церковные ценности. И мы видим, что люди, которые совершают это, они не испытывают никаких угрызений совести.
Михаил Спичка,ведущий:
Большевистская пропаганда или не только?
Марина Птиченко,заведующая отделом научного проектирования выставок и экспозиций Музея религии:
Я думаю, что не только. Мы как раз и пытались поразмышлять на эту тему вместе с нашими посетителями. Мы предлагаем им поразмышлять на эту тему. Конечно, не только большевистская пропаганда, хотя о чём говорить? Идеология, которая уже установилась с приходом к власти Советов она вполне определённо декларировала только одну идеологию — атеистическую.
Марианна Дьякова,ведущая:
Была ли эта идеология истинно атеистической или по сути заместо Бога предлагался новый объект поклонения? Можно ли это тоже назвать своего рода религией?
Марина Птиченко,заведующая отделом научного проектирования выставок и экспозиций Музея религии:
Это уже современная интерпретация коммунистической идеи. А, если мы всё же обратимся к контексту того времени, то, конечно, люди были абсолютно убеждены в том, что Бога нет. И что вот наконец это безбожие и приведёт к всеобщему благоденствию, к счастью на земле и ко всему прочему о чём говорили коммунисты и большевики.
Михаил Спичка,ведущий:
Церковь всегда занимала единую позицию и чёткую по отношению к революционным событиям, начиная с событий первой революции?
Марина Птиченко,заведующая отделом научного проектирования выставок и экспозиций Музея религии:
Можно сказать, что да, достаточно постоянно. Вплоть до того, что в январе 1918 года вновь избранный патриарх Тихон предал анафеме большевиков, назвав их «Властелинами тьмы». И это о многом говорит. Это 18-ый год, революция уже победила, большевики пришли к власти, но тем не менее он считает возможным предать анафеме.
Михаил Спичка,ведущий:
Как церковь оценивала деятельность «Союза русского народа», который как раз и был образован в 1905 году и деятельность которого источники многие, особенного в советской историографии, называют черносотенной?
Марина Птиченко,заведующая отделом научного проектирования выставок и экспозиций Музея религии:
Церковь собственно и была главным участником «Союза русского народа». И, кстати, на выставке мы впервые экспонируем предмет — знамя «Союза русского народа» — очень интересный экспонат. Он специально был отреставрирован к этой выставке. Вообще об экспонатах хотелось отдельно сказать. И наши первые посетители выставки, открылась он 9 ноября и будет экспонироваться до 21 января, они были страшно удивлены, некоторые из них, причём люди старшего поколения, для которых черносотенные организации однозначно маркированные общества. Они страшно были удивлены когда увидели среди членов этого общества святого Иоанна Кронштадтского. Это надо видеть своими глазами и читать большое количество пояснительного текста, которым мы, как правило, сопровождаем наши выставки.