Юрий Зинчук, ведущий: «На протяжении всего предъюбилейного года мы в нашей программе так или иначе затрагивали тему революции. Потому что о ней нельзя рассказать в рамках одной программы. Мы делали репортажи, писали интервью с различными экспертами. Очень много было интересных точек зрения и оценок. Обо всех не расскажешь. Но из всего потока для сегодняшнего эфира мы отобрали только одно интервью, которое, как мне кажется, наилучшим образом отражает ответ на вопрос – а какой урок мы должны извлечь спустя сто лет после Октябрьской революции? какие смыслы мы сейчас должны для себя обнаружить? И услышали очень интересный ответ. Вот послушайте».

Юрий Зинчук: «Россия в 1917 году – это точный образ "Вишнёвого сада". Предчувствие, предсказание, огромное количество смыслов. Неужели у России не было шансов избежать революции?»

Эдвард Радзинский: «Николай – чудесный человек. Он слишком добрый для сопротивления. Выход есть. Это дать стране ответственное министерство. Чтобы эта дисгармония – внизу свобода, а наверху – самодержавие, то есть решение принимает один человек, в ХХ веке – это закончилось. Переложить с себя бремя ответственности. Но он не может. Потому что Александра Федоровна… Кажется, что украли самодержавие у сына.

Революцию совершили не немецкие шпионы. Она как колобок покатилась по всей стране. Моментально в три дня сокрушили 300-летнюю империю. Она была готова. Вы понимаете, что делает революция? Нормальность заканчивается. Животное, когда человек сбрасывает с себя, плёнка цивилизации оказывается невероятно тонкой. Понимаете, мы говорим большевики, но то же самое делали белые. Они так же убивали. Подвалы ЧК и подвалы белогвардейской контрразведки – те же самые. Там так же перчатки из человеческой кожи. Там всё то же самое.

Люди не извлекают из истории никаких уроков. Вот Владимир Ильич, который изучал французскую революцию. Зиновьев, Каменев – образованные люди. И они знают, что главный урок французской революции, что поднявший меч – мечом и погибнет. И  это обязательно. Что несчастный жирондист, поднимаясь на эшафот, выкрикнул: "Эта революция, как Сатурн, пожирает своих детей!". И он им сказал – Берегитесь! Боги жаждут! И тот, знавший это, не бережётся.

Назовите как угодно – история, Господь – подбирают удобные фигуры для движения вперёд. Вы понимаете, в профессию политика входит смерть. Обязательно. Иногда это важнее жизни. И вот Николай понял самые главные слова, которые надо было сказать во время этого междоусобия. Их передала его дочь – Великая Княжна Ольга. Она пишет: "Государь просил не мстить за него. Он всех простил"».

Юрий Зинчук: «Какое будущее нас ждёт?»

Эдвард Радзинский: «Не верьте, когда вам рассказывают о том, какое будущее ждёт Россию. Каждый раз, когда вам рассказывают про светлое или мрачное будущее нашей птицы тройки, "Русь, куда же несешься ты, дай ответ!", сразу говорите "Не даёт ответа". Как учил классик».