В нашем городе есть «цирк хулиганов», называется он Упсала-Цирк. Попасть в его труппу для многих ребят — это как получить письмо из Хогвартса. Упсала-Цирк открывает двери в новый мир, в котором у тебя все получится, если ты смелый, ловкий, умелый и… добрый. 

Недавно к ним в гости приехал один из старейших независимых театров Соединенных Штатов — Bread and Puppet, буквально «Хлеб и Кукла». У хулиганов разных культур и возрастов было всего три недели, чтобы создать совместный спектакль «Цирк картонной философии». Варвара Федорова продолжит. 

Народ требует хлеба и зрелищ, американский театр Bread and Puppet предлагает хлеба и кукол. Искусство так же насущно, как хлеб, а куклы, кажется, упрощают детям понимание взрослых тем. Или наоборот усложняют? 

В Упсала-Цирке дети из групп социального риска или с особенностями развития могут стать артистами и адаптироваться в условиях такого сложного для них мира. В совместном проекте с американским театром для них открываются возможности высказаться о нем. 

-Те ребята, которые у нас занимаются, они прошли большую подготовку, и вот как раз сейчас, пока мы с вами разговариваем, на кухне ребята обедают и очень прикольно говорят на двух языках. Поэтому адаптация может быть в одном случае: когда мы встречаемся и когда мы открыты к этому. 

В своих постановках радикальный театр Bread and Puppet задает вопрос: «Зачем миру нужна война?» Цирковое искусство — лишь культурная оболочка, форма, шифр. Ведь клоунам позволено все. Только придворный шут мог смеяться над королем и рубить правду без риска потерять голову. Это всего лишь картонная философия, иронизируют авторы проекта. 

-Мы взываем к тем стереотипам, которые есть у людей, например, если они видят маску слона или тигра, это вызывает у них определенные ассоциации, определенные мысли, вызванные тем, что они знают о традиционном цирке, и здесь мы полностью разворачиваем их ожидания и используем это для того, чтобы какие-то социальные или политические вещи вывести на поверхность. 

-Это будет такая пародия на цирк, пародия на жизнь, пародия на праздник, вообще пародия большая, картонная философия. И здесь Упсала-Цирк впервые не пытался прыгать до потолка и не пытался делать свои любимые сальто, а пытался… Мы пытались, скорее всего, услышать и понять, что нам важно в жизни. 

Прямота и очевидность, доведенные до абсурда. Праздник правды и прямодушия. В нарочито корявом и наивном исполнении угадывается «Звезда по имени Солнце» Цоя. Но от такого праздника правды становится жутковато.