В Петербурге работает единственная на всем постсоветском пространстве и одна из лучших в мире фабрика по изготовлению электрических, готических и даже кельстких арф. В месяц на мануфактуре выпускают всего 5-6 инструментов. Только подсушка древесины для одной арфы занимает минимум три года. Увидеть это производство приезжают специалисты со всего света. Евгений Старов продолжит.

Владимир Александрович Сергунин устроился токарем на фабрику музыкальных инструментов имени Луначарского в 1985 году. После того как фабрика прекратила свое существование, работал где придётся. С возрождением производства арф в России в 2006-м, он в числе нескольких опытных мастеров вернулся к любимому делу.

Владимир Сергунин, токарь: «Работа увлекательная очень. Я знаю три предприятия всего лишь, которые этим занимаются. Луначарского сначала — сейчас мы. Потом Джона Хейли — в Чикаго. И итальянская фирма Сальви».

Ценник самых бюджетных арф иностранного производства перешагивает за миллион рублей. Петербургские арфы намного дешевле.

Андрей Мартыненко, исполнительный директор компании: «Средний ценник на классическую педальную арфу 600 – 700 тысяч. Это одни из самых дорогих моделей, которые сейчас есть, которые считаются классикой».

В среднем в месяц на этом производстве мастера изготавливают 6 –7 арф. Концертные, ученические, камерные, даже домашние «мини-арфы». Как правило, еще на этапе заготовок все они проданы.

Андрей Мартыненко, исполнительный директор компании: «Много продаж экспортных — порядка 80 — 85%. Пользуются популярностью в странах Евросоюза. Некоторые арфы уходили в Соединенные Штаты, Индия, Китай».

Именно иностранцы первыми стали покупать петербургские арфы. Ключевым аргументом для них стало соотношение цены и качества. Единственное производство арф в России по достоинству оценили уже во всем мире. Каждый такой инструмент изготавливается 3-4 месяца мастерами, за плечами у которых десятилетия на производстве. Плюс особое внимание здесь уделяют древесине, которая высушивается в специальных условиях от 3 до 5 лет.

Евгений Старов, корреспондент: «Каждая арфа состоит из нескольких пород дерева: карельская береза, резонансная ель, краснодарский клен. Отечественное сырьё, и отечественное производство сохраняется и модернизируется еще со времен работы фабрики Луначарского. Металлические элементы сегодня производят в Крыму. Единственное, пока иностранными остаются струны».

Единственная площадка в Петербурге, где сегодня можно увидеть и услышать арфу местного производства — это «Мюзик Холл». Сейчас как раз идет репетиция с участием нового инструмента.

Фабио Мастранжело, художественный руководитель Санкт-Петербургского государственного театра «Мюзик-Холл»: «Очень достойный инструмент. Конечно, американские и итальянские арфы пока лучше, но всё впереди. Как дирижер я рад, что у нас в театре русская арфа, русская красавица арфистка играет на ней».

За последние три года возрожденное производство арф в Петербурге начало работать автономно, и уже не требует инвестиций. Наладив стабильный цикл и освоив рынок сбыта, сегодня петербургские мастера рискнули взяться за премиальный сегмент. Скоро они представят уникальную арфу с изысканной художественной резьбой.