В гостях у программы «Хорошее утро» Марина Соломонова, филолог, специалист по иностранной литературе.

Николай Растворцев,ведущий:
Сегодня исполняется 470 лет со дня рождения Мигеля де Сервантеса — испанского писателя, которому мы обязаны появлением на свет такого произведения как «Дон Кихот». И мы сейчас поговорим с Мариной Соломоновой — филологом, со специалистом по иностранной литературе чуть подробнее об этом произведении. Что самое важное и главное?
Александра Емельянова,ведущая:
Что нужно знать об этом романе, который, считается, перевернул литературу?
Марина Соломонова,филолог, специалист по иностранной литературе:
Ну, почему перевернул? Потому что нам сложно представить какие-то вещи, потому что сейчас мы их воспринимаем как они есть. Все знают, что это была пародия на рыцарские романы. Отрицательный персонаж. Невероятной конструкцией было то, что персонажа из романа, из сказки помещают вдруг в реальную конструкцию. И реальные вещи: пузо, крестьяне, ветряные мельницы, какие-то лужи, свиньи превращаются вдруг в поэзию. Это была невероятная конструкция для той эпохи. То есть это, по сути, может быть вы помните фильм «Зачарованная»? Диснеевскую принцессу поместить в реальный Нью-Йорк. И это уже новый ход необычный. И то же самое, например, персонажей из рыцарских романов, как в «Янки при дворе короля Артура», поместить в необычную реальность. Ведь это была эпоха, когда люди верили в эти романы. Это особая поэзия. Это произвело потрясающий эффект. С одной стороны люди читали рыцарские истории, а с другой стороны они читали про себя. И это было потрясающе. Почему он стал так популярен? Почему они его так читали? Почему хит для Испании тех годов? Было 11 переизданий. Это немыслимо. Это же была не печать современная, да, миллион тиражей. Это всё сложно производилось. 11 переизданий.
Александра Емельянова,ведущая:
Вы сказали, что это отрицательный персонаж. Почему он отрицательный?
Марина Соломонова,филолог, специалист по иностранной литературе:
Точно также как Дон Жуан. Он был в назидание. То есть в Испании как-то все персонажи возникали в назидание. Как не надо делать. Очень сильно зачитывались люди, как сейчас смотрят сериалы. В общем-то Ортега-и-Гассет в своей работе о «Дон Кихоте» пишет о том, что люди хотят зрелищ. Им реальность кажется скучной. Точно также люди реагировали тогда на эпоху, зачитывались всеми этими рыцарскими романами. Нам сейчас понятна эта эпоха. Жизнь она скучная, по хорошему-то, обычная. И приключения, механизм приключений, но порой это вредило качеству. Были ужасные романы, были отвратительные. Они никуда не двигали литературу. И скорее всего такой персонаж был создан, чтобы показать, что ничего хорошего в этом нет. Рыцарь не ради чего-то. Это бессмысленная конструкция рыцарства. Она уже не работала в то время. Это конец Возрождения. Вообще считается, что смерь Сервантеса, смерть Шекспира, они же в один год умерли с разницей не большой, это конец эпохи Возрождения. И эти персонажи уже не работали в новое время. Они были бессмысленные, но их так любили. И вдруг получается парадокс: этого героя ещё больше любят. Он смешной, нелепый, он никому не нужен, не нравится. Не нужны рыцари в обычной жизни такие. Они только мешают. Они всё только разрушают. Это рыцарство во вред было. Он ничего хорошего не делал. А второй том он уже, конечно, там меняется персонаж. Он изменил мир вокруг и люди уже играют в рыцарство, но это уже ближе к Толкиену, второй том — когда просто мир изменился вокруг самого Дон Кихота.
Николай Растворцев,ведущий:
А что оставляет это произведение актуальным на протяжении веков?
Марина Соломонова,филолог, специалист по иностранной литературе:
Персонаж начинает работать, персонаж проходит метаморфозы исторические. Его по-разному рассматривают и романтики современные начали его рассматривать с другого ракурса. Это просто критик, это читатель. Они просто начинают по-разному в разные эпохи начинают воспринимать персонажа. И сейчас для нас Дон Кихот — это некий благородный рыцарь среди всего ужасающего. Пусть мир ужасный, но я всё равно буду сохранять в себе самое лучшее. Как-то без корысти. Он стал святым неким. Это уже ближе к образу второго тома. Например, тот же Гассет считает. Что вообще никто не понимает в мире «Дон Кихота». Это их испанская история. И не понять никому, и всё неправильные трактовки. Например, наша реалистическая школа XIX века, Белинский воспринимали его как революционера одного из первых, человека с страстями. Это просто эволюция персонажа, восприятия персонажа. Сейчас он у нас превратился совершенно в образ святого, практически, Христа, Франциска, который всё всем раздаёт. Хотя ничего этого в романе нет. Там про другое.
Николай Растворцев,ведущий:
11 октября московский театр «Эрмитаж» на Малой сцене Молодёжного театра «На Фонтанке» покажет фантазию по мотивам нетленного произведения Мигеля де Сервантеса «Дон Кихот». Пойдёте ли вы? Как вы относитесь к постановкам, интерпретациям, к фантазии?
Марина Соломонова,филолог, специалист по иностранной литературе:
Это звучит здорово. Мне очень нравится балет. Он совершенно другой. Это другая история. Это здорово всегда, когда вокруг можно построить свою Вселенную.