Санация банков за счет акционеров – проект такого закона могут внести в Госдуму уже в ноябре. Поводом стали серьезные финансовые проблемы «Бинбанка» и «Открытия». На их спасение придется потратить от пятисот до семисот пятидесяти млрд. рублей. И это пока только предварительная оценка Центробанка.

Сегодня многие эксперты обеспокоены качеством надзора за банками. А можем ли мы, простые потребители услуг, понять, что банку доверять не стоит? И что нас ждет после массовой волны санаций? Материал Артура Ходырева.

Эти рекламные ролики 90-х живут в интернете своей жизнью. Банк Империал – спонсор съемок – обанкротился еще в 99-м. А пример того, как себя позиционировать, используется до сих пор.

Громкие рекламные кампании – то, что объединяет «плохие» банки последних лет. «Открытие», «Югра», «Траст» рекламировали голливудские звезды и спортсмены. После их падения – агрессивный маркетинг воспринимается уже не как критерий успеха, а как признак грядущих проблем. На очереди «Бин-банк». На санацию которого ЦБ готов потратить 1,5 триллиона рублей.

Артур Ходырев, корреспондент: «В 19 веке жители домов Набережной Канала Грибоедова то и дело наблюдали следующую картину. Из-за ограды экономического университета, тогда это был Центральный Банк, вверх взлетали полусгоревшие бумажные ассигнации. Костры из тысячи тысяч рублей горели тогда прямо во дворе. С подобным кощунством государственным банкирам смириться было практически невозможно. Еще труднее было понять смысл нового экономического термина – инфляция. Её и пытались обуздать огнем».

В современном мире подобное уже невозможно. Бороться с инфляцией, после массовой санации, ЦБ придется другими методами. И за все заплатит потребитель – рост цен неминуем. Что будет с банковским сектором в перспективе – тоже вопрос открытый.

Петр Михаилец, советник ректора международного банковского института: «Сиюминутно во всем есть логика. Но стратегически ситуация близка к монополизации. У нас есть антимонопольная служба. И ей, наверное, стоит уже позаниматься и этим. Я никогда еще не слышал, что антимонопольная служба занимается кредитно-финансовыми учреждениями».

Современная мировая банковская система устроена таким образом, что каждый банк – часть какой-то группы компаний. И например, группа «БИН», помимо финансов, занимается нефтью, торговлей электроникой, строительством и многим другим. Суммарная стоимость активов не раскрывается. Но даже непрофессионалам понятно: продажа, сверхприбыльной сети электроники способна значительно покрыть обязательства «БИН-банка» без государственного участия. Так было бы по справедливости. Но по закону пока – за счет вкладчиков, либо за счет государства.

Артур Ходырев, корреспондент: «Ситуацию, которая складывается, эксперты уже называют квазинационализацией всего банковского сектора. Есть плюсы: за счет миллиардов удается спасти триллионы денег крупного бизнеса. Из минусов – наносится прямой удар по малым предпринимателям. Ведь банки фактически становятся финансовыми структурами с государственным капиталом. Они дают кредиты неохотно.