В гостях у программы «Хорошее утро» Дмитрий Тёткин, писатель, литературный критик.

Андрей Зайцев,ведущие:
Давайте поговорим про литературу. Тем более, что в нашей студии уже находится Дмитрий Тёткин — писатель и литературный критик. Дима, ну мы сегодня нагнали страху. Ты как?
Дмитрий Тёткин,писатель, литературный критик:
Да жить вообще страшно. Перед камерами особенно. Кстати, вот интересно. Помните кто такие медиумы? Люди, которые общаются с другими мирами. Так вот то, чем вы занимаетесь — тоже из этой серии. Окошко в другой мир.
андрей зайцев,ведущий:
А почему это всегда было так интересно и когда это началось?
Дмитрий Тёткин,писатель, литературный критик:
Думаю, очень давно. Сколько человечество существует, всегда были страшные истории вокруг костра, люди думали, где находится зло? Ведь кино только отразило то, что же существовало в живописи у Босха, или в литературе, или в мифологии. Вообще, в религии очень любят пугать. Если вы обратите внимание на страшные картинки — страшный суд, инквизиция — там все завязано на смерть, на страх смерти, на любовь, а желание продолжить свой род.
дарина шарова,ведущая: 
Давайте поговорим про жанр. Когда он появился в литературе? Потом в кинематографе?
Дмитрий Тёткин,писатель, литературный критик:
В кинематографе это произошло сразу же после его появления. Буквально через 5-7 лет после появления кино, в конце 19-го века уже снимаются первые истории про дьявола, снимаются вспышки пороха. Люди боялись даже первого фильма «Прибытие поезда». Они выбегали из зала.
дарина шарова,ведущая: 
А какие изменения претерпел зал за это время?
Дмитрий Тёткин,писатель, литературный критик:
Ну, если кто-то из зрителей всерьёз заинтересуется этим вопросом, есть очень хорошая книжка Дмитрия Комма «Формула страхов». Жанр меняется постоянно, он ускользает. В каждой эпохе возникают свои нюансы. Есть некий глубинный страх — существования, смерти — и к ним каждая эпоха подставляет что-то свое. Инопланетяне, террористы, клоны, пауки, паразиты, вампиры, зомби — это тоже отсылка к потустороннему миру. Так что жанр очень расплывчат. Для киноведов — это ужас, потому что они не могут понять, как он устроен. Есть фильмы, в которых нет монстров, но они страшные. При этом, как ни странно, это жанр, в котором можно посмеяться.
андрей зайцев,ведущий:
Согласен. Если до тебя не дошел человек с бензопилой, это радость.
Дмитрий Тёткин,писатель, литературный критик:
Если вы посмотрите ранние фильмы Носферату или Мурнау, то сейчас это выглядит смешно. Ходит человек с гробиком — это смотрится как комедия.
андрей зайцев,ведущий:
Мне кажется, максимальное распространение этот жанр получил в конце 20-го начале 21 веков.
Дмитрий Тёткин,писатель, литературный критик:
Возможно. Были готические романы ужасов, были страшные истории, которые пародийно сейчас выражаются в детских страшилках. Но, кстати, если вы вспомните фильм «Звонок», то увидите, что это почти детская страшилка. Пришёл гость на телевидение, ушёл — его сбила машина.
андрей зайцев,ведущий:
Я помню, «Декамерон» в свое время тоже с неспокойной душой читал.
дарина шарова,ведущая:
Кстати, отличительной особенностью фильмов, так же как и книг, этого жанра является саспенс — напряжение, состояние тревоги, предвкушение чего-то ужасного.
Дмитрий Тёткин,писатель, литературный критик:
Когда мы знаем, что что-то происходит, но чего-то не происходит, мы внутренне начинаем напрягаться. Так же как резкие звуки, появление летучих мышей, падение трупов с потолка — это страшно.
дарина шарова,ведущая:
То есть ужастики бывают психологические, которые держат в напряжении и кровавые.
Дмитрий Тёткин,писатель, литературный критик:
Вопрос в том, где находится зло. Есть история про то, как бегает человек с бензопилой. А есть про то, как демоны или злые духи вселяются в тела. Это уже психологическая сторона. Человек сходит с ума.
дарина шарова,ведущая:
А что сейчас популярнее?
Дмитрий Тёткин,писатель, литературный критик:
Я не знаю. Это вопрос о том, что сейчас лучше продается. Культура устроена, к сожалению, как базар. Но что ещё любопытно, это что в разных фильмах разные герои борются с хаосом, борются со смертью. Иногда это священник или колдун — добрый или злой. Иногда психотерапевт или психиатр, который расследует дело маньяка. Интересно, какая фигура противопоставляет себя хаосу. Сейчас даже не очень понятно, кто должен бороться со злом. Может быть,  добрые журналисты или светлые ведущие?