Как история учила нас всегда быть вместе? И насколько сейчас важно не забывать эти уроки? Репортаж Евгения Соловьёва.

Один из самых красивых православных храмов Петербурга — Казанский кафедральный собор. Он был построен архитектором Андреем Воронихиным в 1811 для хранения чтимого списка чудотворной иконы Казанской Божьей матери. И уже через год стал памятником русской воинской славы. Здесь похоронен полководец Михаил Илларионович Кутузов.

Протоиерей Павел (Красноцветов), настоятель Казанского кафедрального собора: «Вот вы возьмите пример наш. Собор стоит на главной перспективе невской и здесь много университетов. И когда начинаются экзамены, мы видим увеличение студентов, которые приходят и ставят свечки. И когда я прохожу, они говорят, батюшка, а куда ставить свечку, я сдаю экзамен? Я говорю, милый молись Богу искренне, а свечку поставь Божьей матери».

Крупнейшая в Европе мечеть расположилась на Петроградской стороне, совсем недалеко от Троицкого моста, и, хотя многие в свое время высказывались против строительства мусульманского храма в самом центре Петербурга, в 1907 году Николай II позволил продажу земли.

Архитекторами проекта были выбраны Васильев, Кричинский и Гоген. Церемония официальной закладки была приурочена к 25-летнему юбилею правления Эмира Бухарского и его визиту в Санкт-Петербург. Первая мусульманская служба прошла в 1913-м – год 300-летия дома Романовых.

Равиль Панчеев, настоятель Санкт-Петербургской Соборной мечети: «Город, который изначально строился как межконфессиональный. И этот приоритет – он идет до наших дней».

Равв Певзнер трубит в шофар, созывая единоверцев на богослужения по случаю Рош-Ха-Шана. Начало еврейского Нового года, который иудеи будут отмечать с 20 по 22 сентября – как повод оглянуться назад и подумать о том, как был прожит год ушедший. Все это, спрессованные в коротком временном промежутке яркие события в жизни многонационального и многоконфессионального Петербурга.

Менехем Мендел Певзнер, главный раввин Санкт-Петербурга: «Религия – это не только для избранных. Она дает ответ на вопрос, кто я такой и что я делаю в этом мире…».

Настоятель Базилики Св. Екатерины Александрийской Отец Томаш. Поляк по национальности. Он просился нести свое служение именно в Петербурге и 17 лет ждал своего назначения именно сюда.

Отец Томаш, настоятель Базилики Св. Екатерины Александрийской: «Петербург — это особое место. Посмотрите, хотя бы на нас. Мы католический собор на Невском проспекте. Напротив Казанский собор, рядом с нами армяне, но я не знаю другого города в России, который бы так межконфессиональным был. Чтобы мы встречались, чтобы мы друг с другом общались».

Настоятель дацана Гунзэчойнэй Буда Бадмаев извиняется. В храме идет ремонт, поэтому общаться приходится под звуки шлифовальных машин.

Рад каждому новому, кто ищет здесь истину. Говорит, что Петербург мог бы стать мировым символом того, как надо выстраивать межконфессиональные отношения. А разделение на плохих и хороших людей по религиозному признаку объясняет элементарным отсутствием знаний. Устранять эту несправедливость считает чуть ли не главной миссией церкви. И не только в 21-м веке, а во все времена.

Буда Бадмаев, настоятель дацана «Гунзэчойнэй»: «Это, конечно, непростая работа. Это конечно долгая работа. Но ее надо делать. Чтобы был мир. Потому что человечество будет увеличиваться количественно. Отношения будут приближаться друг к другу. И мы будем жить бок о бок друг к другу. И здесь не важно, какая религия. Важна нравственность, мир и покой».

Петербург – город всех традиционных религий. Он таким строился и уже более трех веков здесь бок о бок живут люди разных вероисповеданий и носители разных культурных традиций. 268 конфессий и религиозных объединений. 229 культовых зданий и сооружений. Город, в котором никогда не разделяли жителей на плохих и хороших по религиозному принципу, поскольку мы все петербуржцы.