Из 9-ти кандидатов, которые вышли в финал конкурса, теперь осталось четыре проекта. А выставка продлила свою работу еще на месяц. Какой он – современный музей памяти для всех поколений?

В студии «Петербургского дневника» член жюри международного архитектурно-градостроительного конкурса на разработку Концепции планировочного и объемно-пространственного решения Музейно-выставочного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда» Никита Ломагин.

Проекты, которые участвовали в конкурсе, а также запасники музея, изучил Артур Ходырев.

В этой неудобной для работы подсобке хранят экспонаты, которые не показывали людям почти 80 лет. История каждого – история одной ленинградской семьи.

София Орлова, хранитель музейных ценностей предметно бытового фонда: «Семья жила. Мать с двумя детьми. Они на буржуйке грели воду в этом кофейнике. Прислонили к разгоряченной трубе и теперь там дырка – расплавился кофейник».

В запасниках несколько тысяч единиц хранения – бесценные артефакты из осажденного города.

Письменный архив еще больше, располагается в старой петербургской квартире. Основные экспонаты – блокадные дневники. На хранении музея их восемьдесят единиц.

Экспонаты несколько раз в год путешествуют – на выставки в европейские страны. В двух залах петербургского музея давно нет места. Вещи блокадников спрятали в шкафы и подвалы еще 49, когда началось Ленинградское дело. Музей блокады был разгромлен.

Даже в период «оттепели» на второе открытие музея был внегласный запрет. Но то, что не удалось сделать в 20 веке, делают в 21-м. В городе архитектурная выставка. Жители выбирают, каким они хотят видеть музей блокады.

Михаил Игнатьев, житель блокадного Ленинграда: «Молодежь – она смотрит все время эти компьютеры. Нужно активное действие. И мне кажется, чего не хватает во всех макетах – должна быть создана лестница памяти. По числу дней блокады. Лучшая память – это преодоление».

На выставке представлены проекты российских и иностранных архитекторов. 9 разных взглядов на то, как хранить память. В глаза бросается монументальность московских авторов, прямые ассоциации на тему блокады у иностранцев. 5 проектов – работы петербургских студий.

Иван Кожин, архитектор: «Очень ответственная задача для архитектора в своем городе создавать такой проект. Но все шло изначально от каких-то личных переживаний. И мы сначала просто сели, разговаривали и делились какими-то личными воспоминаниями и переживаниями. Все идет от человека, а не какой-то абстрактной архитектурной идеи».

Сергей Орешкин, архитектор: «В портфолио компании, проектов, которые взрывают место, достаточно много. Но это место не требует какого-то взрыва. Здесь взрыв все таки такой, эмоциональный. Должна быть спокойная архитектура».

Впервые в истории Петербурга в городе появится здание, которое построили специально под музей. Поэтому, было принято решение продлить выставку. За 4-х финалистов конкурса будут голосовать блокадники, которые и определят победителя.

—-

На сайте Комитета по градостроительству продолжается голосование он-лайн. В лидеры вышли два проекта, представленные петербуржцами. На связи со студией «Петербургского дневника» руководитель архитектурного бюро «Студия 44» Никита Явейн.

По телефону: председатель правления Санкт-Петербургской общественной организации «Жители блокадного Ленинграда» Елена Тихомирова