Новость о заключении режиссера Кирилла Серебренникова под домашний арест вызвала массу споров среди деятелей культуры. Причем разговоры о значимости фигуры Серебренникова для современного театрального процесса пока ушли на второй план. На первый же вышло обсуждение механизмов государственного финансирования культуры.

Режиссера и художественного руководителя «Гоголь-центра» Кирилла Серебренникова следствие обвиняет в хищении 68 млн. руб., из госсубсидии, выданной Минкультом на поддержку современного искусства. По мнению многих театральных и кинорежиссеров, господдержка может стать своего рода ловушкой, ведь отчитаться по некоторым расходам не всегда возможно.

Так, режиссер Алексей Герман-младший посетовал на постоянное ужесточение правил распределения госфинансирования в области культуры. Павел Лунгин заявил: главная неприятность – это непонимание специфики кино и театра. Авдотья Смирнова сказала: «Для того чтобы полностью исполнить закон, существует только один способ — ничего не производить, не делать».

Как отчитываются театры за свои расходы? И могут ли они вовсе обойтись без господдержки? И как распределяются госсубсидии? Разбирался Артур Ходырев.

Александр Калинин,директор Большого театра кукол:
«Репертуарный театр без поддержки обойтись не может».

Такой финансовый диагноз директор Александр Калинин ставит всей театральной системе России. Объясняет на примере своего же театра. Текущие расходы БТК покрывает сам, на постановку новых спектаклей уходят средства, которые выделяет городской бюджет. Отправиться в гастроли по России без помощи Минкультуры невозможно.

– Организовать сложно, еще сложнее изыскать средства. Слава богу, в Москве в Минкульте это все понимают. Нам помогли организовать большие гастроли. Там занимаются тем, что пытаются вывозить ведущие театры столиц в регионы. Мы хотели полететь на Байкал. Минкульт смог, а мы постарались сделать все, чтобы организовать».

Подобная система хозяйственной деятельности сложилась еще в советской время, когда все театральное имущество было национализировано, а деятельность театров полностью финансировалась государством. Правда тогда подобная организация была необходима для контроля за репертуаром. В современных реалиях такой подход порой мешает текущей работе.

Александр Платунов,театровед:
«Спектакль создается режиссером во время репетиций вместе с артистами. В ходе этих репетиций возникают новые задачи. Нужно какие-то новые предметы, например, купить. А все уже расписано по смете – вот это, как мне кажется, самая большая проблема».

В этом смысле система финансирования театра мало чем отличается от дорожного строительства. Система авансов и постоплаты. Мера качества постановки – количество зрителей, количество спектаклей, время затраченное на подготовку. Художественная составляющая, во многих смыслах, на совести художественного руководителя. Кстати, в золотой театральный век, во времена Станиславского и Немировича-Данченко, индустрия существовала совсем по другим законам.

– Начало 20 века – расцвет театрального искусства. Да, 4 императорских театра, но все остальные существовали по-разному. Московский художественный театр стал акционерным обществом.

По такому принципу сейчас работают театры в США. Часть из них финансируется государством, часть живут на то, что зарабатывают, еще треть на деньги спонсоров, которым за поддержку театров положены налоговые льготы.

Александр Плющ-Нежинский,художественный руководитель театра «МимИГРАнты»:
«Думаю, что система не только устоявшаяся. Она немного закостенела. Она требует реформ. Но надо как-то аккуратно, чтобы была эволюция, а не революция. Я так считаю, что система, которая применяется в Америке, почти близка к идеалу».

На данный момент в Петербурге 26 городских театров и 4, которые финансируются из федерального бюджета. Объем финансирования влияет на качество костюмов, декораций, уровень зарплат актеров и музыкантов. Но в целом, ни один крупный театр не способен зарабатывать самостоятельно, даже Мариинский. Как правило, театр самостоятельно может покрыть лишь 30% своих расходов.

——

В студии «Петербургского дневника» генеральный директор Санкт-Петербургского государственного театра-фестиваля «Балтийский дом» Сергей Шуб.