Речь идет о Центральном музее почвоведения, Институте Химии силикатов. В студии «Петербургского дневника» заместитель председателя правления Санкт-Петербургского союза ученых, профессор, доктор исторических наук Давид Раскин.

В Центральном музее почвоведения побывал корреспондент Максим Васильчук.

Этот уникальный объект в музее почвоведения так и называют – царь почв. Двухметровый экспонат сохранился нетронутым целый век – такой образец земли почти нигде не найдешь. Научный руководитель музея Борис Апарин трепетно относится к каждому экспонату, но этот – его любимый. За сорок лет работы Борис Федорович повидал тысячи разных почв. Знает, как правильно ухаживать за землей и преподносить ее публике.

Борис Апарин, научный руководитель музея: «Если он демонстрируется вот в такой вертикальной плоскости, то может неопределенно долго сохранять свои особенности и свойства. Строение, цвет. Ну и, конечно, иногда требуется такая щадящая чистка от пыли, потому что пыль всегда имеет место».

Большинство экспонатов здесь – многолетние образцы почвы, со всех уголков мира. Африка, Южная Америка, Китай. Здесь даже портрет Василия Докучаева, основателя музея, из чернозема и песка. Экспозиция пополнялась с начала прошлого века и законченный вид получила 30 лет назад. В 90-х коллекцию музея хотели перевезти в другое место, но сотрудники настояли – экспонаты могут просто рассыпаться.

Борис Апарин, научный руководитель музея: «Приходили очень крутые ребята, которые предлагали – давайте здесь банк сделаем. Приходилось отстаивать это место. Вот говорят, намоленное место, так это действительно так и есть».

Музей находится в бывшем складском помещении на стрелке Васильевского острова. Рядом – биржа, Ростральные колонны, напротив – Петропавловская крепость. Лакомый кусок для бизнесменов, говорят сотрудники. Недавно музею предложили переехать в новостройку в Невском районе.

Борис Апарин, научный руководитель музея: «Представляете, обычные офисные учреждения, вот их десятки разбросаны по городу. И вот мы сейчас можем представить, как бы мы могли туда въехать – да это в принципе невозможно. Соблазнить нас, что больше получим помещений, но мы в качестве теряем, да во всем теряем».

Переезд здесь называют бессмысленным предложением. Экспонаты буквально пустили корни в этом месте – менять помещение нельзя. Сейчас здесь готовятся к экспедиции в Якутию – собирать новые образцы почвы. Сотрудники уверены – в конце года привезут экспонаты именно сюда, в дом номер 6 на Биржевом проезде.