Реставрация участка набережной у площади Ломоносова вызвала множество вопросов. Максим Облендер разбирался в проблеме.

Реки и каналы – гордость Северной Венеции. Именно так говорят гиды, приглашающие на увлекательные водные экскурсии. Не надо подплывать слишком близко или быть экспертом, чтобы увидеть – с гордостью что-то не то. Отремонтированные участки набережных порой смотрятся как заплаты на дороге при ямочном ремонте. Канал Грибоедова. Кладка другого цвета. Из общего узора выбивается. Столбы поменяли, не посмотрев на первоначальный вариант. У старых наконечник пирамидой, у новых – плоский. Так, видимо, проще.

Виктор Коренцвит,археолог, эксперт ВООПИК:
«Постепенно и неуклонно уничтожается вид наших набережных. Как ни странно, в предмет охраны не включен переплёт – рисунок кладки. У нас уникальные набережные. На протяжении километров от моста до моста идёт это кружево. И только у моста идёт вертикальный шов. Строителям это не удобно».
Максим Облендер,корреспондент:
«Ремонт Набережной Фонтанки еще продолжается, но уже видна масса несоответствий. Если смотреть на сторону, где идет работа, и ту, которую она пока не коснулась. Цвет камня отличается, старый гранит смешан с новым, причальные кольца на разном уровне и расстоянии друг от друга. И каждые 25 метров кладку разрезает вертикальный шов. Так положено по строительным нормам, утверждают рабочие».

Ремонтируют набережные, стоит признать, не так часто. Раз сделал – простоит несколько десятилетий. Участок кладки реки Мойки перебирали в 48-м году, на Зимней канавке рабочие трудились в 1930-м. И как-то же делали! Пусть по старым технологиям, но без разных камней или столбов ограды. Кирпичик к кирпичику без всяких вертикальных швов.

Виктор Коренцвит,археолог, эксперт ВООПИК:
«Мы предлагаем что: если шов необходим, сделайте его в перевязку. То, что это возможно – нам дали заключение учёные. Вот документ, инструкция по проектированию морских причальных сооружений. Иными словами – перевязку. Что на это отвечают: устройство шва по рисунку кладки – затруднено. При таком шве могут возникнуть неравномерные осадки и секции напряжения. Затруднено. Но не сказано, что невозможно».

Сейчас в Петербурге около 140 километров исторических набережных. И менее трети из них находятся под охраной государства и Юнеско. Грибоедова и Фонтанки, кстати, как раз в списке. Знают ли об этом строители? Загадка. Особенно, когда смотришь на принятый объект.

В студии «Петербургского дневника» заместитель председателя КГИОП Алексей Михайлов.