О роли Ленинграда – Петербурга в освоении космоса рассказывает Павел Никифоров.

Юрий Зинчук, ведущий: «:Эта неделя была очень насыщенной различными событиями. И мы обязательно о них расскажем сегодня в нашей программе. Но я хочу начать этот выпуск с темы, которая всегда стоит чуть выше повседневной новостной суеты. Эта тема, которую, как многие считают, надо признать одной из наших национальных идей. Это идея прорыва, устремления к новым горизонтам, это символ движения вперёд нас как человечества, как цивилизации. И этот символ был создан нашей страной 56 лет назад. 12-е апреля – дата, которую после полёта Юрия Гагарина, отмечают как День космонавтики. В 60-х имя "Юрий" – самое популярное имя в нашей стране. Я, рождённый, в 67-м году – тоже не стал исключением. И, вообще, это моё личное мнение, в 20 веке в истории нашей страны есть два величайших события и достижения. Это 9 мая – день нашей победы в Великой Отечественной войне, и 12 апреля – день, когда Гагарин полетел в космос. И сейчас, уже в 21-м веке очень важно, не растерять, не забыть, не утратить смыслы этих событий.

Итак. День космонавтики, который мы отметили на этой неделе, это хороший повод поговорить о том, что это – день нашего национального торжества. Или же это день – тревожное напоминание о бездумно растраченных наших возможностях. Которые сейчас нам надо возрождать вновь. Чтобы мы имели право продолжать носить звание великой мировой державы. Павел Никифоров продолжит тему».

Человечество переживает очередной виток моды на космос. И если в 60-е годы весь мир пытался выговорить такие слова как "спутник" и "союз", то теперь все как мантру повторяют: SpaceX и Falcon 9. Эксцентричный миллиардер-изобретатель Илон Маск в этом году – 30 марта – смог сделать невозможное: посадить корабль-носитель обратно на Землю. Космический туризм становится реальностью, а сами полёты банально дешевеют. Но мы-то были первыми. И Петербург сыграл в этом огромную роль.

Эту историческую фразу Алексей Леонов произнёс 18 марта 1965 года в открытом космосе — человек исполнил свою мечту, а мир после того дня изменился навсегда. По всей стране люди вышли на улицы, а после приземления космонавтов встречать их вышел буквально весь Ленинград.

Но чего стоило первому человеку выйти в открытый космос? Будто в подтверждение нарастающей моды на космос чуть ли не каждый месяц в прокат выходят фильмы ему посвященные, и мы не исключение. Лента «Время первых» с Хабенским и Мироновым, которая сейчас идёт в кино, вполне честно и без купюр показывает, как мы летали и чего это стоило самим космонавтам!

Человек, который посоветовал Леонову выкинуть крышку от объектива кинокамеры в открытый космос — всю эту аппаратуру и спроектировал: генеральный конструктор ракетно-космической промышленности СССР Сергей Королёв. Ко дню космонавтики мы встретились в Петербурге с его дочерью Натальей.

Наталья Королёва, дочь генерального конструктора ракетно-космической промышленности СССР Сергея Королева: «Для нашей семьи это огромный праздник, тем более, очень здорово, что сегодня мы находимся в Петербурге. Мы очень любим этот город. С этим городом связано многое с Сергеем Павловичем – моим папой – он часто сюда приезжал, он тоже любил этот город, всегда заходил в Русский музей — это было его любимое место, останавливался в гостинице Европейская».

В Петербурге же – в студии анимационного кино «Мельница» на Большевиков – был нарисован и самый космический мультфильм современности: «Мы не можем жить без космоса» режиссера Константина Бронзита, который попал в шорт-лист «Оскара».

Константин Бронзит, режиссер анимационных фильмов: «Мы все время смотрим себе под ноги. Мы привыкли, нам комфортней так, мы чувствуем себя значительными, когда смотрим себе под ноги, великими, но если вдуматься — мы живём в космосе, мы живём в космическом пространстве, мы здесь родились и умрём. Потому что, что такое наша маленькая земля? Это же часть вселенной, вокруг нас бесконечность и мы часть этой бесконечности. И человек начинает это нутром чувствовать, ему опять хочется туда шагнуть. Есть какая-та внутренняя потребность».

10 апреля — после 173 дней на МКС – на землю вернулись наши космонавты: Сергей Рыжиков, сделавший по-настоящему редкий снимок ночного Санкт-Петербурга из космоса и бортинженер петербуржец Андрей Борисенко.

Андрей Борисенко, летчик-космонавт: «Это действительно очень большая редкость и Сергею очень повезло. Конечно, везение легло на его умение фотографировать и в итоге получилась та прекрасная фотография, которую я видел. А сложности фотографирования заключаются и в том, что станция только один раз в сутки поднимается достаточно высоко над горизонтом и это позволяет сделать фотографию. Теперь давайте наложим это на вероятность хорошей погоды и на наличие свободного времени у членов экипажа».

Кстати, Андрей на международной космической станции занимался, в том числе, и тем, что выращивал земные культуры в условиях космоса и отсутствия гравитации.

– Сейчас откроем наш огород… Вот наши космические растения.
– Что мы выращиваем?
– Это пшеница!

Пшеница, сладкий перец, овес — да чего только не выращивали на МКС. Это безумно сложный, но пройденный этап космического садоводства. А как быть с Марсом, который Илон Маск планирует начать колонизировать уже в ближайшие годы? Сможет ли что-нибудь вырасти на Красной планете? В Петербургском физико-техническом институте Иоффе, чтобы ответить на этот вопрос, воссоздали марсианскую атмосферу и почву.

Анатолий Павлов, старший научный сотрудник лаборатории ФТИ им. А.Ф. Иоффе: «Модель грунта Марса, если очень упростить, это сухой песок сверху, а затем идёт вечная мерзлота. Но, когда тепловая волна доходит до вечной мерзлоты, начинается испарение льда и при диффузии образуется мокрый слой. Мы это видели, когда это делали, причем у нас верхний слой был даже выше, чем на Марсе. И вот в этом жидком слое наши бактерии начинали размножаться».

Другими слова в Петербурге доказали, что жизнь на Марсе — не миф, а реальность. Петербург болен космосом, а космос оставляет свои следы в Петербурге. «Космическое граффити» на стене дома 22 на Пионерской улице, со схемами созвездий и портретами Гагарина и Королёва. Мозаичное панно «Человек и космос» в 100 квадратных метров на Боткинской улице, 1. Красочное панно на фасаде концертного зала «Космонавт», который построили в 60-е, сразу после первых полётов в космическое пространство. Но и это далеко не всё. В учебной лаборатории академии Можайского можно найти сразу несколько самых первых космических аппаратов.

Павел Никифоров, корреспондент: «На подобных спускаемых аппаратах из космоса на землю возвращались все первые советские космонавты от Гагарина и Леонова до Терешковой и Гречко. Конкретно эта модель называется очень своеобразно: "Облик". А ведь именно этим первым примитивным космическим аппаратам — весь мир и обязан новому ветку космической экспансии. Освоение Марса, космический туризм, колонизация Луны — это всё следствие. А этот шар — причина».