Юрий Зинчук, ведущий: «А теперь давайте обратим внимание на то, как отреагировал на трагедию в Петербурге интернет. Я имею в виду блогеров и крупнейшие социальные сети. Примечательно, что первые фото и видео с места трагедии появились именно там. Петербургский теракт. Какое отражение было этих событий в интернете? Об этом в репортаже Антона Цумана».

С первых часов после трагедии ленты социальных заполнились тысячами сообщений ползователей — «не переживайте, я в порядке». Таким образом, многие пытались успокоить друзей и родственников, мол, всё нормально, жив.  Фейсбук запустил специальный сервис «Я в безопасности». Следом подключились «Вконтакте» и «Одноклассники», призывая пользователей самим успокоить своих родных простым сообщением.

Евгений Красников, глава пресс-службы ВКонтакте: «Внутри этой рассылки работал чат-бот, который предлагал пользователям, получившим сообщение опубликовать на собственной странице запись о том, что с ним всё в порядке. Мы разослали более 600 тысяч таких сообщений и 60 тысяч пользователей таким образом оповестили своих родных».

Соцсети в целом отреагировали на произошедшее быстрее всех. Именно туда, спустя считанные минуты после трагедии начали, стекаться свидетельства очевидцев. Первым информацию о взрыве опубликовал популярный паблик, посвященный городским происшествиям.
Игорь Королев – администратор этого ресурса. Всю информацию присылают обычные пользователи, Игорь модерирует и размещает. Тревожное сообщение поступило от одного из подписчиков в 14:35, буквально через пять минут после трагедии.

Игорь Королев, администратор группы «ДТП и ЧП Санкт-Петербург»: «Вот мы видим, через две минуты приходит второе сообщение, дальше приходят фотографии и начинают сыпаться новости. Естественно, когда мы видим, что новости одни и те же повторяются. Это касается закрытия метро, каких-то крупных аварий. Только после этого мы советом общим даем эту информацию в эфир».

По словам Игоря самым сложным было отличить правдивую информацию от ложной, «фейковой». А количество таких сообщений в первые часы исчислялось десятками. Одно страшнее другого.

Многие блогеры обратили внимание на инстаграм украинской девушки Катерины Рубан. Точнее на фото, размещенное за 7 часов до трагедии. На нем — предмет, похожий на бомбу и подпись – «давненько не было терактов». Информация быстро разлетелись по интернету и попала в СМИ. Правда сама виновница шумихи позже призналась — это было нелепой и чудовищной шуткой. Но если этот случай был, скорее, попыткой привлечь внимание к своей персоне, некоторые пользователи специально пытались посеять панику. Пример – выложенный на ютуб ролик, где за кадры петербургской трагедии выдавали съемки с места терактов в Минске и в Москве. Или сообщение о взрыве на «Спортивной», с фотографиями проведенных там в прошлом году учений.

Антон Вуйма, пиар-специалист: «Есть люди, которые действительно запаниковали, стали репостить панические сообщения. Но есть некие люди, которые являются конкретными троллями. Вот если взять ролик, который появился на ютубе — это осмысленный тролль, заказ каких-то вражеских структур, которые пытаются посеять панику, недовольство правительством осмысленно».

Блогерам и администраторам групп пришлось решать сложную задачу — дать как можно больше достоверной сведений, при этом избежав лжи и паники. Поэтому многие, как например администратор паблика Выборгского района Марианна Бакан, забыв о конкуренции проверяли поступающие к ним сведения сообща.

Марианна Бакан, администратор группы «Калининский район лайт»: «Мы кооперировались, обсуждали, что предпринять… И в том числе уже буквально через два часа была идея из нашего общего чата, что хорошо бы на пустых машинах брали пассажиров, которые оказались в транспортном коллапсе и не могут добраться домой».

И петербуржцы, независимо друг от друга подхватили эту идею, выраженную в хештеге #домой. А вот противоположный пример. Уже из-за рубежа. Прямая трансляция на странице канала Аль-Джазира в фейсбуке. Сотни пользователей откровенно радуются петербургской трагедии. И так называемых «лайков сочувствия» гораздо меньше, чем восторженных.

Антон Цуман, корреспондент: «Подобная реакция зарубежных пользователей скорее исключение, чем правило. К концу дня 3 апреля хештеги твиттера #Санкт-Петербург и #PrayFOrRussia, молись за Россию, вошли в десятку самых упоминаемых. Вот, например Анна, США – "Молюсь за Россию, мир продолжает удивлять меня тем, как жесток он может быть" или Паоло, Лондон – "Все мои мысли с пострадавшими при взрыве в Петербургском метро"».

И такие откровенные слова сочувствия шли из каждого уголка планеты. Выраженные во множестве хештегов, твитов, постов, комментариев, кому-то они помогали добраться домой, кого-то уберегли от паники, кого-то просто поддержали. Многие сплотились, независимо от расстояния, гражданства, политических взглядов. А значит, Петербург не остался со своим горем наедине.