Как террористы искали слабые места  в системе безопасности питерской подземки, сколько было сообщников у Джалилова, и почему спецслужбам не удалось предотвратить теракт? Репортаж Евгения Соловьёва.

Юрий Зинчук, ведущий: «Ну, а теперь давайте обсудим один из главных вопросов. Как это удалось сделать террористам? Причём с таким особым расчётом, чтобы взрыв произошёл в родном для Президента городе в день, когда Владимир Путин находился на берегах Невы с официальным визитом.

И более того. Теракт произошёл 3 апреля. Этот день считается официальным днём Федеральной службы Безопасности Российской Федерации. Теракт в день, когда сотрудники ФСБ отмечают свой профессиональный праздник. Здесь расчёт. Но эксперты задаются в то же время другим вопросом: а почему устройство сработало днём? В третьем часу? Не в час пик? Ведь в своей жестокости террористы всегда очень расчётливы. И вряд ли они изменили своим планам убить как можно большее количество людей. Или они этим кровавым планам не изменяли. Просто их кто-нарушил. Случайно или умышленно. Евгений Соловьёв расскажет о тех версиях, которые сейчас рассматривают как следствие, так и независимые эксперты».

3 апреля. 14.30. Во время перегона между станциями «Сенная площадь» и «Технологический институт» гремит взрыв в 3-м вагоне метро. Менее чем через сутки правоохранительные органы Петербурга заявляют, что это дело рук террориста-смертника, и в СМИ распространяется фотография уроженца Кыргызстана 22-летнего Акбаржона Джалилова. Спустя пять дней после трагедии он по-прежнему главный подозреваемый в совершении этого преступления. По версии следователей именно Джалилов произвел самоподрыв, хотя многие независимые эксперты именно это утверждение считают сомнительным. В рюкзаке Джалилова лежала бомба, начиненная металлическими шариками. Погибли 14 пассажиров человек. В том числе и сам террорист-смертник. 49 пассажиров поезда были доставлены в больницы города с ранениями различной степени тяжести.

Характер повреждения вагона и поражающие элементы, которые медики извлекали из пострадавших, сомнений не вызывают, говорят специалисты. Это была бомба. Скорее всего, безоболочное взрывное устройство, начиненное для максимального эффекта металлическими шариками и саморезами.

Дмитрий Курдесов, руководитель общественного движения за «За безопасность»: «Судя по тому, что на металлических частях пробоин нет, взрыв был небольшой мощности, соответственно 200-300 граммов тротила. Потому что выбиты все стекла. Соответственно шарики выбивают стекла, но они не смогли пробить металлическую».

Взрывных устройств было два. Вторую бомбу, замаскированную под огнетушитель, нашли в бесхозной сумке на станции метро «Площадь восстания». И мощность ее оценили в килограмм тротила. Почему она не сработала, вопрос отдельный. Ее, рискуя жизнью, обезвредил боец Росгвардии, который впоследствии расскажет – почерк террористов однозначно ближневосточный.

Внутри самодельного взрывного устройства саперы обнаружили все те же металлические шарики. А на самой на сумке отпечатки Акбаржона Джалилова.

Организовать подобную диверсию в одиночку не возможно. По крайней мере, в этом специалисты единодушны. Следователи сейчас проверяют информацию о том, что Джалилов был связан с ИГИЛ (террористическая организация, запрещённая в России). А в феврале этого года выезжал в Турцию и пытался перейти сирийскую границу. И это тоже интересная деталь. Запрещенная в России организация до сих пор не заявляла о своей причастности к теракту.

3 дня после теракта. На этих кадрах задержание 8 выходцев из Средней Азии. Следствие считает, что они склоняли к войне единоверцев. Обещали им новых жен и большие деньги. Кроме того, отрабатывается связь вербовщиков с предполагаемым смертником. Большая часть из подозреваемых, как и сам Джалилов, родом из киргизского города Ош. На суде все они свою вину отрицают.

Атабек Рустамов: «На мне никто даже жалобы не писал, я не вербовал людей. Группы Вконтакте сунитсике».

Предполагаемые вербовщики, по данным следствия, деятельность свою в России вели с осени 2015 года. А как же удалось на них выйти?

Любопытный момент. В течение марта почти 10 станций метро закрывались из-за бесхозных предметов, коробок и сумок, которые находили на платформах и в вестибюлях метрополитена. Вот лишь несколько официально известных СМИ подобных случаев.

10 марта. Закрыты станции «Комендантский проспект», «Крестовский остров» и «Старая деревня». Официальная причина – технические неполадки.

11 марта 20:51. Станция метро «Гражданский проспект». Закрыта из-за обнаруженного бесхозной сумки.

21 марта. 18:20. На станции «Площадь Ленина» на платформе обнаружена коробка.

26 марта 16:00. Закрыта станция «Крестовский остров». На перроне оставленная кем-то сумка.

28 марта 22:50. Закрыта станция «Выборгская». На платформе бесхозный предмет.

31 марта 18:15. Станция «Приморская» закрыта на вход и выход. Обнаружена бесхозная подозрительная коробка.

3 апреля 8:46. За 6 часов до теракта. Станция «Черная речка». Закрыта из-за подозрительной находки.

Дмитрий Курдесов: «Ну… вы же знаете притчу, когда мальчик кричал "Волки! Волки!" и все прибегали, а волков не было, он вроде шутил. Вот эти происшествия, которые были с сумками оставленными, это была проверка на прочность системы безопасности. Они искали слабые места. Они их нашли»

Спустя несколько дней после взрыва в метро, в газетах появилась информация со ссылкой на источники в правоохранительных органах о том, что спецслужбы знали о готовящихся в Петербурге терактах. Якобы, информатор в ИГИЛ, завербованный контразведкой, сообщил номера телефонов диверсантов, заброшенных в Россию после соответствующей подготовки. Но затем выяснилось, что эти номера не привязаны к конкретным людям и все что могли наши — это отслеживать звонки и максимально расширять круг людей втянутых в организацию.

Евгений Соловьёв, корреспондент: «А так ли легко в Петербурге купить СИМ-карту и остаться неизвестным? Попробуем. Сенная площадь. Офис продаж популярного мобильного оператора».

– Здравствуйте. Такая проблемка. Нужна сим-карта, а паспорта нет. Продадите?
– Нет.
– А что так?
– У нас с этим строго.

Не спешим сдаваться. Рядом еще один офис.

– Мне симкарта нужна, а паспорта нет. Забыл дома.
– Так купите в переходе.
– А где?
– Да прямо здесь, на Сенной.
– А торгуют, да?
– Ну… Сейчас может и нет… Тут после теракта их гоняют.
– Кто?
– Ну как кто? Понятное дело.

Местные подтверждают. Да. Сим-картами без документов здесь торгуют. Но сейчас не так активно. Слишком много полиции.

Евгений Соловьёв, корреспондент: «Договориться именно здесь не удалось. Зато вокруг метрополитена, говорят менеджеры офиса продаж, с завидной регулярностью появляются продавцы которые, в прямом смысле из-под полы, как фокусникиЮ веером достают «безымянные» сим-карты. И готовы раздавать их чуть ли не бесплатно.

Если не хочется «светиться», можно заказать такие симки через интернет. Доставят быстро и фамилии не спросят.

Тем не менее. Номера предполагаемых организаторов и участников терактов были известны. Возникает вопрос: почему подрывника не задержали ДО АКЦИИ? С трудом верится в невозможность установить местонахождение человека, чей мобильный телефон известен, при нынешних возможностях спецслужб. Вариант только один — Джалилова не было в списке диверсантов, взятых в разработку.

Еще более логичную версию выдвинул вице-президент организации ветеранов подразделения «Альфа» Алексей Филатов.

Алексей Филатов, вице-президент организации ветеранов подразделения «Альфа»: «Я считаю, что это не был смертник, а был человек, которого использовали, как живую бомбу в слепую. Т.е. подорвали дистанционно, когда он и не предполагал, что будет подорван. Более того, допускаю даже, что он даже не знал, что это взрывное устройство, тем более дистанционного действия».

Так что же все-таки произошло в Петербурге 3 апреля? Какую цель преследовали организаторы этого страшного преступления и главное, как не допустить повторения подобных трагедий? Очень много вопросов. Почему не в час пик? Почему молчат боевики ИГИЛ, которые прежде всегда спешили заявить о своей причастности к акциям такого масштаба? Ответы на них будут искать правоохранительные органы. И кстати. Какой бы критике сейчас не подвергались спецслужбы, именно благодаря их профессионализму только за прошлый год и только по официальным данным в Петербурге было предотвращено 40 террористических актов.