Всех ли зрителей готовы принять сегодня петербургские театры? Где есть пандусы и подъемники, а где их нет? Рубрика «Проверено».

Юрий Кузнецов, журналист: «Ну что, театр начинается с вешалки, сказал классик. Ну а для людей с инвалидностью он начинается с доступа».

Театральную прогулку с моим коллегой Юрием Кузнецовым мы начинаем с «Приюта комедианта». На входе специальная кнопка вызова. Нам открывает сотрудник театра, и мы по пандусу заходим внутрь.

Первым делом подходим к гардеробу. Высота стойки для Юрия оказалась удобной – можно спокойно оставить пальто. Кстати, сам он пришел налегке, в рубашке и жилетке – все-таки инспектируем не что-нибудь, а театр. Вместе подходим к зеркалу.

Юрий Кузнецов: «Не во всех местах есть зеркала в пол. Почему-то могут повесить низко, но не в пол. Типа голову можешь посмотреть, а то, что у тебя ниже, смотреть не обязательно. Вот иногда надо посмотреть, как мои ботиночки, хорошо».

Подъем на второй этаж занимает не дольше трех минут. Дальше заходим в зрительный зал. Здесь почти двести мест, и два из них отведены для гостей на коляске, прямо у сцены.

Юрий Кузнецов:
– Здесь хорошо, близко, удобно, здесь я никому не мешаю.
– То есть, посторонний человек может спокойно пройти, вас не задев.
– Да, и я не буду нервничать, что я ему мешаю.

Расширить специальную зону не могут – зал слишком маленький. Но доступная среда в этом театре все равно будет развиваться для людей с разными ограничениями по здоровью.

Николай Андреев, заместитель директора по работе со зрителями: «Для глухонемых людей мы планируем ввести дополнительные наушники, которые будут усиливать ретрансляцию звука, шрифты брайля, чтобы все указатели были размещены и адаптированы для людей с нарушениями зрения».

Следующий пункт – новая сцена Александринского театра. Для особенных зрителей здесь свой вход. Вместо подъемника, целый лифт, так намного удобнее, отмечает Юрий. А вот внутри есть недочеты. Например, подкачал гардероб – стойка оказалось слишком высокой. Претензии есть и ко входу в зрительный зал.

Юрий Кузнецов: «По ощущениям заезд – его нужно доделывать. Он, конечно, не очень простой. На электрической коляске я заскачу просто, а люди, которые крутят руками, то без помощи будет не очень просто».

Специального места в зале нет, оно и не требуется. Новая сцена мобильна, зрителей размещают в зависимости от спектакля. Поэтому Юрий может вполне оказаться рядом с актерами. Кстати, Александринка скоро будет приспособлена еще и для гостей с собакой-поводырем. C этим вопросом в городе встречаются крайне редко.

Сергей Дмитриев, заместитель директора по административно-хозяйственной деятельности: «Мы планируем обустройство специальных временных вольеров для пребывания такой собаки на территории театра. В зрительском фойе размещается специальная мобильная клетка-вольер, в которой мы можем разместить собаку-поводыря».

Дом культуры «Выборгский» – сегодня наша финальная точка. Перед входом в театр вереница ступенек и никакого пандуса. Мой коллега героически преодолевает подъем на ногах. Внутри Администратор нас уверяет – доступная среда здесь есть.

– У нас приспособлено. У нас поставлены поручни, относительно недавно поставили по просьбе администрации района. У нас есть вход с VIP-зала, там помогают сотрудники, это всего шесть ступенек вверх.

Юрий Кузнецов: «Мы получили ответ на вопрос. Можно ли в театр попасть без посторонней помощи – нет, нельзя. Шесть ступенек. Пока есть шесть ступенек, мы так и будем делиться – мы и они. Вот не должно быть "мы" и "они", вот и все».

Приют комедианта получил от Юрия крепкую пятерку. Новая сцена Александринского театра заработала 4 с плюсом – все-таки есть недочеты. А вот ДК Выборгскому мой коллега поставил твердый ноль – нет даже банального пандуса. Вывод простой – для людей с ограниченными возможностями не каждый театр доступен. Есть над чем работать.