Над романом «Евгений Онегин» Александр Пушкин работал свыше семи лет. Предположительно 16 лет понадобилось Леонардо да Винчи, чтобы нарисовать «Мона Лизу». Режиссер Алексей Герман-старший создавал свой opus magnum «Трудно быть Богом» на протяжении 14 лет. «Долгострои» в искусстве всегда привлекают особое внимание. На сцене Концертного зала Мариинского театра состоялась мировая премьера оперы Бориса Грабовского «Горе от ума», над которой композитор работал начиная с 1976 года. Чем увенчались зрительские ожидания, знает Виктор Высоцкий. 

Продолжительными аплодисментами зал приветствовал композитора, дождавшегося в год своего 85-летия первого исполнения оперы «Горе от ума». Двое внуков поддерживали дедушку, потрясенного столь массовым проявлением признания. «Горе от ума» сочинялось Борисом Грабовским. 

Они представляют собой довольно странный формат: эдакий сплав драмы, мелодекламации, романсов и даже хоровой молитвы. Академия молодых оперных певцов Мариинского театра, которая с поразительной продуктивностью показывает премьеры опер от эпохи бельканто до самой новой сложноинтонационной музыки, обращается к такому необычному произведению впервые. 

О «Горе от ума» Грибоедова было сказано, что народ растащил текст комедии на пословицы: вся пьеса словно соткана из афоризмов. Перед композитором вставала, таким образом, грандиозная задача, создать музыкальный эквивалент гениальному тексту. В противном случае велик риск оказаться этим текстом подавленным. 

Пожалуй, наиболее творческим вкладом композитора является в этой опере роль хора. В его партии немало остроумных моментов. А главное хору отданы некоторые реплики из конечного монолога Чацкого, что формирует у нас мысль: горе от ума — массовое явление.