Тореза, 9. 11 парадных, 448 квартир. Нулевой этаж в огромном жилом доме выкупили ещё в 90-х. Но несущие конструкции начали рушить только сейчас. Люди боятся такой масштабной перепланировки – дом и так построен в зоне риска. Подробности в материале Максима Облендера и Виктории Зуевой.

Максим Облендер, Виктория Зуева, корреспонденты: «Этот дом 1971 года в народе прозвали "пентагон". Многоугольное здание внешне напоминает своего американского тёзку. Правда, наш "пентагон" не так хорошо охраняют. Здание, по словам жителей, буквально рушат. Изнутри. Сносят стены в подвале. Попробуем разобраться в этой истории».

– Это что получается? От нашего фундамента только дырки останутся?
– Здесь опасно что-то ломать! Вот эта трещина образовалась, когда здесь размыв метро был!

В 74 году в непосредственной близости от недавно построенного дома на перегоне метро «Лесная» – «Площадь Мужества» произошла крупная авария. Плывун разрушил тоннели. Часть зданий по соседству серьёзно пострадала. В середине 90-х авария могла повториться. Движение на перегоне остановили почти на 10 лет до окончания ремонта. Эта территория и сегодня остаётся в зоне риска возникновения природных и техногенных катастроф.

Кто разрешил пробивать здесь фундамент насквозь? Насколько законны действия собственников подвальных помещений? Ответы на эти и другие вопросы мы стали искать в управляющей компании. Как выяснилось, подвалы перешли в частные руки ещё в 90-х и с тех пор сменили несколько владельцев. Проект стройки в нескольких помещениях утвердили ещё в 2015-м. Тогда планировали выкопать 14 приямков и демонтировать часть несущей стены. К работам приступили в октябре прошлого года.

Мальвина Носова, генеральный директор УК «Строительные системы»: «Мы не можем запретить проводить им работы в их помещениях. Это всё проведено в законном порядке. Согласовано всё, проекты получены. Вернуть подвал не в наших полномочиях. В части эксплуатации это неудобно, когда коммуникации подвалов находятся в собственности. Прописано в договоре, что они нам обеспечивают доступ 24 часа, но мы понимаем, если аварийная ситуация – доступ будет затруднен, особенно в ночное время».

Единственное, чего удалось добиться совместными усилиями – организовать ряд проверок. Письма в прокуратуру, ГУЖА, Законодательное Собрание. Администрация вынесла предписание — работы приостановить, пробоины заложить.

Виктория Зуева, корреспондент: «Это один из приямков. Под ним – подкоп к подвалу с уже разломанным фундаментом. Отсюда видно: дырку в несущей стене спрятали за деревянной доской. Как и говорили в УК, сейчас никаких работ не ведётся. Либо собственники соблюдают предписания, либо на время затаились, пока не утихнут разговоры в СМИ».

Двери в подвал открывают представители одного из собственников. Самих владельцев помещений отыскать непросто. На контакт не идут.

Максим Облендер, корреспондент: «Это самое место, которое соответствует приямку снаружи. Здесь сквозного пробития стены не видим. Хотя на деле собственник планирует проложить здесь вход. Трубы либо опустят, либо подымут. Сделают вход, сверху балку – для перестраховки».

Арина Артёмова, заместитель главы администрации Выборгского района: «Все акты МВК были подписаны, но действуют они не по проекту. Сейчас мы будем подавать в суд на данных собственников. На сегодняшний день акты отозваны за моей подписью, всё это мы отправили инициативной группе. Мы дали собственникам срок до 15 апреля».

Максим Облендер, Виктория Зуева, корреспонденты: «В том, что собственники исправят положение в срок, сомневаются и администрация, и жители. Вероятно, всё решится в суде, а процесс затянется не на один месяц. Кипы бумаг, заключений, экспертиз и наверняка не один сюжет журналистов, которые продолжат следить за этой историей».